Завод Электромаш был
открыт в 1965 году и занимался
капитальным и плановым ремонтом
трамваев и троллейбусов средней Азии
и Казахстана. Кроме того, он
занимался производством водонагревателей
для животноводческих помещений,
водяных подогреватели для банно-прачечного
хозяйства и штангоуловителей,
поставлявшихся на завод им. М.С.Урицкого
в г. Энгельс.
Проектная мощность завода около 100
единиц в год, однако в советское
время завод ремонтировал около 200
трамваев и троллейбусов. Электромаш
производил только капитальный
ремонт трамваев и плановый, и
капитальный ремонт троллейбусов.
Завод был в подчинении Республики,
поэтому АТТУ практически не имело
доступа на завод.
Однако, ТТРЗ прекрасно проводил
капитальный ремонт вагонов - при
проведении ремонта вагон обновлялся
практически полностью: снималась вся
обшивка, перебиралось
электрооборудование, проваривались
стойки. После проведения ремонта
трамвайное депо получало
практически новый вагон, способный
еще долгое время работать на линиях.
Хочется отметить, что срок
эксплуатации трамваев в городе был
на год-два меньше гарантийного в
связи со сложным рельефом, строением
пути и пр.
Однако, после развала Советского
Союза завод, как и многие
производства, встал. В 1991 году завод
перешел в собственность города,
однако производил некоторое
количество техники, как филиал
завода им. Урицкого. В мериод с 1996-1998г.
завод собрал около 10 троллейбусов
ЗиУ 682Г-012ЕМ. Однако, положение завода
было критическим, его довели до
банкротства, после чего, в 2000 завод
был выкуплен.
Завод был выкуплен на средства
Алматыэлектротранс и почти сразу
приступил к обновлению технической
базы. Первое время на заводе собирали
троллейбусы Шкода, однако вскоре
зашел вопрос о создании троллейбуса
уже на самом заводе. Вскоре были
начерчены чертежи и в 2001 году первая
машина была собрана. Имя ей - "Казахстанец".
Троллейбус создавали под свои
требования и с учетом местных
требований. На машине установлена
пластиковая кабина и задняя часть,
электрооборудование от Шкоды 14Тр и
ЗиУ 682, кроме того многие детали,
такие как купола, подножки также
изготавливаются из армированного
стеклопластика, который не поддается
коррозии. Со стороны внешнего
дизайна троллейбус отличник -
аккуратные борта, большая площадь
остекленения, большое стекло кабины
и замечательные фары. В салоне вагон
несколько отстает. Установлены
пластмассовые сидушки, алюминиевые
молдинги ничем не закрыты, во многих
местах истирается краска. Аскетичный
дизайн у кабины водителя.
Однако, вцелом троллейбус оказался
очень неплохим и вскоре, в 2002 году
завод Электромаш с новым названием
Электротранс-Сервис приступил к
массовоиму выпуску машин. На
сентябрь 2003 завод выпустил около 60
машин, из них часть уже
эксплуатируется в Астане. Много
городов Казахстана требуют
обновления подвижного состава
троллейбуса, однако на данный момент
основным заказчиком "Казахстанцев"
является КГП Алматыэлектротранс, то
есть АТТУ.
Летом 2004 года заводом Электротранс-Сервис
были выпущены несколько интересных
разработок троллейбусов. Машины,
получившие номера 1045, 1029, 1050 и другие
имели уже модернезированную кабину с
фарами от а/м ГАЗель. 1052 с совершенно
отличной от всех других кабиной, 1053 -
с электрооборудованием на крыше.
На ближайшее будущее перспективы
завода велики. В планах дальнейшая
проработка конструкции троллейбуса,
совершенствование салона и кабины
машины, кроме того, завод имеет
технические мощности для
производства экологически чистых
автобусов, отвечающих стандарту Евро-3.
К примеру, 22 ноября были проведены
испытания автобуса Казахстан.
В 2005 г. был выпущен первый
низкопольный троллейбус Казахстан,
поступивший в 1 парк и получивший
номер 1070. В 2006 г. был выпущен
низкопольный автобус.
|
|
|
|
Главный въезд c ул. Саина.
18-01-09 |
Северный въезд c ул. Саина.
15-02-09 |
Территория завода. 27-09-09 |
|
|
|
|
|
|
Цех сборки
троллейбусов "Казахстан" |
Цех сборки
троллейбусов "Казахстан" |
Еще одна машина почти
готова |
|
|
|
|
|
|
Сборка салона |
Сборка салона |
Готовый салон |
|
|
|
|
|
|
Салон без сидений... |
... и с ними |
Готовый салон |
|
|
|
|
|
|
Сборка кузова |
Сборка кузова.
Покраска. |
Сборка кузова |
|
|
|
|
|
|
Сборка
кузова |
Электромаш.
Каэтано на
консервации. 18-12-05 |
Электромаш.
Каэтано на
консервации. 18-12-05 |
|
|
|
|
|
|
Низкопольник с
опускающимся полом оранжевый с красной юбкой. Двери открываются не в
салон, а в стороны. Фото с "Фрагментов" ТК "Алматы" |
Низкопольник с
опускающимся полом оранжевый с красной юбкой. Двери открываются не в
салон, а в стороны. Фото с "Фрагментов" ТК "Алматы" |
Кабина |
|
|
|
|
|
|
Салон низкопольника |
Будущий 3114 |
Сборка кузовов старой
модели |
|
|
|
|
|
|
Готовая продукция |
Главный въезд на ул.
Саина. 2006 г. За забором стоят будущие
Казахстанцы 1078-1082 |
|
|
|
|
Фото и
информация Максима Гольбрайхта,
Константина Гладышева, Амира
Нургалиева, dmk.var.ru |
|