Сайт газеты «Экспресс К» (http://www.express-k.kz)
[11.10.2007]
Скоро алматинцы будут оплачивать проезд в городском транспорте с
помощью пластиковых карт, телефонов, брелоков и даже наручных часов.
А на остановках города будут красоваться электронные табло,
показывающие время прибытия машины любого маршрута.
Эти изменения войдут в обыденную жизнь горожан уже в декабре этого
года. Перевозчики города совместно с южнокорейской компанией ЕВ
планируют внедрить совершенно новую электронную систему платежей на
городском автотранспорте. Делается это для того, чтобы наладить
работу автобусных, троллейбусных и трамвайных парков, сделать
прозрачными доходы этих предприятий, отрегулировать движение
городского транспорта крупнейшего города Казахстана.
"ЭК" попросил рассказать о нововведениях руководство EB-KAZ: Ли
Джонг У и Аскара Багжанова.
Чудо-аксессуары
По словам господина Ли Джонг У, Алматы станет первым в мире городом,
на общественном транспорте которого будет установлено уникальное
оборудование, принимающее монеты, банкноты, пластиковые карточки и
выдающее билеты и сдачу. Кроме этого, так называемый кассовый
аппарат будет считывать информацию и снимать деньги с наручных
часов, брелоков, сотовых телефонов и других предметов быта, в
которые будут встроены специальные чипы.
Кстати, говоря о последнем способе оплаты, следует отметить, что
вскоре жители южной столицы смогут с помощью всех этих предметов
оплачивать не только проезд, но и покупки. Эти аксессуары станут
некими электронными кошельками, аналогами платежных карточек, счет
которых можно будет пополнить в специальных банкоматах, а также в
магазинах. Стоимость пластиковых карточек будет составлять 200
тенге. Их можно будет приобрести также в специальных пунктах продаж.
Для горожан, использующих карточки, планируется предоставление
льгот.
Разгрузочные перспективы
Наверняка многие из нас мечтают ездить в полупустых автобусах,
приходящих точно по расписанию. Теперь, кажется, эти желания станут
вполне осуществимыми.
Уникальность внедряемой системы в том, что она использует такие
передовые технологии мониторинга автотранспорта, как GPS, GSM. Это
выведет нас на более высокий уровень обслуживания пассажиров, так
как данные, полученные через спутник посредством этих систем связи,
будет фиксировать график движения транспортных средств, интервал
движения машин одного маршрута. Что в свою очередь поможет решить
проблему диспетчерского контроля движения городского транспорта.
Посредством мониторинга система будет обеспечивать перевозочную
компанию информацией о движении автобуса в реальном времени,
предупреждать возникновение ДТП, регулировать интервал автобусного
движения, тем самым сокращая время ожидания пассажиров. Так что
можно будет позабыть о томительных минутах ожидания очередного
транспорта.
Система наконец-таки поможет распознать, где и в какое время суток
наблюдается самый большой поток пассажиров, где образуются пробки.
Используя эти данные, можно будет открывать новые маршруты, строить
новые развязки, чтобы разгрузить улицы и решить одну из главных
проблем мегаполиса - пробки. Кроме того, это позволит водителям
общественного транспорта поддерживать связь друг с другом, быть в
курсе передвижения впереди и сзади едущего транспорта одного
маршрута.
Общественный транспорт будет оснащен самым современным
оборудованием, включающим видеокамеры наружного и внутреннего
наблюдения, а также спикеры, которые автоматически будут объявлять
каждую остановку.
"Зайцы" под прицелом
На наш вопрос о том, как будут бороться с "зайцами", реализаторы
проекта рассказали следующее. Отныне горожане будут входить в
автобус, трамвай или троллейбус только через переднюю дверь. Одна
треть автобуса, ее передняя часть, будет служить в качестве
накопителя. И этот накопитель будет отделен от остальной части
транспортного средства турникетом и универсальным кассовым
аппаратом. Пассажир, вошедший в общественный транспорт, должен будет
заплатить за проезд, и только после этой обязательной процедуры
турникет пропустит его дальше. Более того, в транспорте будет
вестись видеонаблюдение, а это, по мнению разработчиков, снизит
число желающих покататься на халяву.
Сногсшибательные тарифы
Стоит отметить, что проблем с внедрением этой системы уже
предостаточно. Во-первых, реализаторов проекта сразила наповал
стоимость услуг сотовой связи в Казахстане. По их словам, у нас
самые высокие цены в мире! Но для установки системы использование
сотовой связи просто необходимо, поэтому сейчас ведутся переговоры с
казахстанскими сотовыми операторами.
Во-вторых, на сегодня не все автобусные парки подписали соглашение с
корейской компанией. Ни для кого не секрет, что многие автобусные
парки официально считаются убыточными предприятиями, однако, по
мнению специалистов, у этих предприятий вполне хорошие доходы.
Просто не каждая копейка поддается отчетности, отсюда и небольшие
налоги в бюджет города.
Реализаторы проекта утверждают, что после того как система
заработает, доходы в казну города увеличатся на 20-30 процентов.
Благодаря автоматизированной оплате обеспечится прозрачность
доходов. А внедрение новых автобусов и системы позволит покрыть
затраты.
Также всем известно, что водители общественного транспорта имеют
весьма маленький официальный оклад, и их основная часть доходов
приходится на деньги, оставшиеся с выручки после выплаты руководству
"плана". Однако реализаторы проекта считают, что внедрение программы
изменит и оплату труда водителей, у них будет достойный
фиксированный оклад. Организаторы надеются, что вместе с этим
изменится и культура обслуживания пассажиров. Стоит также отметить,
что кассовые аппараты заменят кондукторов.
Все расходы на реализацию проекта ЕВ взяла на себя. Инвестиции
компании составили 50 млн долларов. Тендер на осуществление этого
проекта не проводился, так как государство не выделило таких
средств. Эта компания оказалась чуть ли не единственной,
поставляющей оборудование, услуги и инвестиции одновременно.
Работать южнокорейские партнеры в Алматы будут 8 лет. С будущих
общих доходов 7 процентов будут принадлежать основному реализатору
проекта.
№ 188 (16336) от 11.10.2007
Гульназ ИМАМНИЯЗОВА, Алматы