Общественный транспорт по-настоящему
любят лишь единицы. Остальные - их
большинство - его просто терпят.
Видимо, водители многочисленных
автобусов, троллейбусов и трамваев
инстинктивно чувствуют эту нелюбовь
и отвечают своим пассажирам тем же.
Так что на гневное замечание: «Не
дрова везешь», в самом лучшем случае
посоветуют поменяться с ними местами.
Описывать худшие варианты диалога не
позволяет цензура и воспитание. Но,
наверное, где-то в самой глубине души
мы понимаем свою зависимость друг от
друга. Ведь как-то мы еще
сосуществуем?! Наш
корреспондент решил узнать
последние новости из жизни
пассажирского транспорта и
проникнуть в тонкости его работы.
Возможно, тогда мы станем ближе друг
к другу…
Не только тролли ездят в
троллейбусах
Сегодня просторы Алматы
рассекают 2947 автобусов, 202
троллейбуса и 62 трамвая. Поскольку в
мировой практике развитию
электротранспорта отводится особое
место в связи с его экологичностью,
то совершенно неудивительно, что
руководство Алматы именно ему отдает
предпочтение. Подсчитано, что для
обеспечения ритмичности работы
троллейбусов на действующих линиях и
поддержания нормального
технического уровня необходимо в
течение ближайших пяти лет ежегодно
приобретать не менее 50 единиц новых
троллейбусов. Они необходимы для
планового обновления подвижного
состава и восстановления инвентаря,
что уж скрывать, весьма
сократившегося в последние
десятилетия.
Как заверили нас в Департаменте
пассажирского транспорта и
автомобильных дорог города Алматы,
сегодня появляются все более новые
современные технологии в области
модернизации системы
электроснабжения. Что особо приятно,
мы обладаем всеми возможностями
применения этих технологий в
строительстве трамвайных путей,
тяговых подстанций и других
составных частей в системе
электроснабжения. Есть надежда, что
их применение позволит Алматы по
уровню транспортного обслуживания
горожан встать в один ряд с ведущими
европейскими городами, где
существует городской электрический
транспорт, и ни в чем им не уступать.
Кроме этого радует еще один
немаловажный факт - с 2001 года в
Казахстане ведется серийный выпуск
троллейбусов. За это время было
выпущено 116 троллейбусов, из них 24
служат астанчанам, остальные - радуют
алматинцев.
Зайчики в трамвайчике
Но, как известно, к
экологичному виду транспорта
относятся еще и трамваи. Сегодня в
Алматы действует два их маршрута.
Надо отдать должное - если трамваям
не мешают автовладельцы, - они ходят
точно как часы. В любое время года,
кроме зимы. Дело в том, что в холода
особенно чувствуется, что
реконструкция контактных, кабельных
сетей и трамвайных путей не
производилась с середины 1980-х годов.
Причина прозаична - отсутствие
финансовых средств. И трамваи, как бы
подтверждая, что передвигаются на
последнем издыхании, порой
отказываются вообще трогаться с
места. Ведь в Алматы большинство
тяговых подстанций и кабельных сетей
были введены еще в начале 1970-х годов.
Не удивительно, что сегодня они
практически выработали свой ресурс.
Кстати, установлено, что долгое время
капитально не ремонтируемые и до
предела изношенные трамвайные пути
вызывают шум и вибрацию, превышающие
допустимые нормы. В результате
снижается комфортабельность поездки
пассажиров, значительно сокращается
срок службы путей и трамваев.
Но не стоит думать, что руководство
КГП «Алматыэлектротранс» обо всем
этом не догадывается. Напротив, все
эти данные ими и предоставлены: здесь
принимаются все меры по устранению
такой ситуации. Хотя, конечно, нельзя
не признать тот факт, что
троллейбусам нынче уделяется
значительно больше внимания. Но есть
надежда, что и о трамваях не забудут.
Алматинцам обещают, что применение
современных технологий обеспечит
бесшумность и плавность хода
подвижного состава, значительно
увеличит ресурс путей и трамваев, а
также, что немаловажно, создаст
комфорт перевозки пассажиров.
Когда езда на
автобусе превращается в полет…
Совершая такую поездку, ты
начинаешь смутно догадываться, что
она может стать и последней. Ситуацию
зачастую осложняет неимоверная
скученность пассажиров. Особенно
забавно, когда ты стоишь на одной
ноге, подпихиваемый своими соседями
со всех сторон, и твой блуждающий
взгляд натыкается на внешне
неприметную табличку: посадочных
мест - 28, общее возможное число
пассажиров - 43. Ты ухмыляешься в душе
таким цифрам и продолжаешь выживать
в поездке дальше.
Но водителей, которые набивают свои
автобусы до отказа и лихачат,
совершая немыслимые объезды,
развороты и повороты, тоже можно
понять. Сегодня у нас практически нет
государственных автопарков. А
частным, наверное, законы не писаны.
Многим водителям выставляются такие
планы, которые даже при всем желании
выполнить очень сложно. Правда, кое-где
еще пытаются соблюдать традиции
прошлого.
- Наши водители приходят «на все
готовое», - рассказывает Жоламан
Дуйсенов, исполнительный директор
ТОО «Автобусный парк №4». - Ремонт
автобусов, заправка, технические
проверки - все берет на себя
предприятие. Водителям надо лишь
возить пассажиров и не нарушать
правил дорожного движения.
Безусловно, какими бы «райскими»
условия у нас не были, ежедневный
план водителям необходимо выполнять.
Но ту норму выручки, которую они нам
сдают, нельзя назвать непосильной. У
нас проводятся так называемые «контрольные
выезды», когда специальная комиссия
ездит по городу целый день, а потом
подсчитывает, сколько водитель может
принести выручки…
Конечно, не во всех автопарках
водителям живется так хорошо.
Нередки случаи, когда на их плечах
лежит все: и ремонт машин, и заправка,
да еще и ежедневную выручку надо
привозить в таких размерах, что
водителям просто приходится
нарушать все мыслимые и немыслимые
нормы и правила.
Но как бы мы ни старались войти в то
положение, в котором находятся
многие водители автобусов,
рефлекторное чувство самосохранения
все же сильнее. Вот и пишем мы жалобу
за жалобой в соответственные
инстанции. Или в департамент, или в
сам автопарк, где работает
нарушитель. Каждая из таких
претензий тщательно разбирается -
или внутри предприятия, или этим
занимается Управление дорожной
полиции. Конечно, последняя
организация с нарушителями не
церемонится, но и руководству
автопарков невыгодно работать с
непрофессионалами. По словам
Жасталека Темирбекова, директора
Коммунального государственного
предприятия пассажирских перевозок,
с таких водителей спрос особый. Кого-то
лишают премии, другим урезают
зарплату, а третьих вообще понижают,
например, до технического персонала
без последующего восстановления в
должности. Для водителей - это самая
страшная мера наказания.
Впрочем, руководители
ответственных ведомств говорят не
только о проблемах пассажирских
автобусных перевозок. Есть здесь и
свои успехи.
По данным Департамента
пассажирского транспорта и
автомобильных дорог города Алматы,
наряду с выпуском отечественных
троллейбусов вовсю идет работа по
организации серийного производства
низкопольных автобусов большой
вместимости с двигателем Евро-2. Как
нам пообещали, вопрос качества стоит
у производителей на первом месте.
Особенно серьезное внимание
уделяется комплектующим деталям. А в
конструкциях применяются самые
современные технологии, как то:
компоненты из пластика, клейка
обшивки кузова и стекол.
Как многие алматинцы, наверное,
заметили, руководство города
старается отходить от маленьких
маршрутных такси. Сегодня их на
дорогах южной столицы почти и не
встретишь.
- Такие меры принимаются согласно
определенным мероприятиям, принятым
Департаментом пассажирского
транспорта и автомобильных дорог
Алматы, - объясняет Ж. Темирбеков. -
Мероприятия предусматривают
рационализацию маршрутной сети
городского пассажирского
автотранспорта, включающую в себя
сокращение численности
малогабаритного подвижного состава,
упразднение нерентабельных и
дублирующих друг друга маршрутов,
организацию более укрупненных
маршрутов и изменение их нумерации.
Реализация этих мероприятий
началась еще в 2005 году, в нынешнем она
продолжится. Все зависит от меры
поступления автобусов большой
вместимости.
Хотим предупредить - из 186-ти
существующих автобусных маршрутов 37
будут упразднены. Остальные - либо
объединены, либо переименованы. Так
что готовьтесь к переменам, от
которых, будем надеяться, отношения
между водителями и пассажирами
станут по меньшей мере добрыми, при
лучшем раскладе - перерастут в дружбу
- крепкую и долгую.
Автор: Нина ЯКУБОВА
|