Говоря
простым языком, валидатор – это кассовый аппарат, который
принимает как безналичные деньги по специальной электронной
карточке – смарт-карте, так и наличные, выдает сдачу и
фискальный чек – билет. Как и все новое, внедрение
валидаторов требует времени, чтобы войти и укрепиться в
нашей повседневной жизни. И, конечно, у наших читателей и
пассажиров есть немало вопросов о данной системе оплаты
проезда на транспорте. Сегодня мы попросили
прокомментировать нововведение начальника КГП "Алматыэлектротранс"
Талгата Абдыкаримовича Абдрахманова:
– Как вы, наверное, уже знаете, в прошлом году было принято
решение о переводе электротранспорта Алматы на систему
работы электронных кондукторов – валидаторов, которые теперь
установлены во всех трамваях и троллейбусах. Данное
новшество обеспечит полноту сбора оплаты проезда и
прозрачность поступления денежных средств. Сегодня мы все
стремимся стать более цивилизованным государством, в том
числе и в сфере общественного транспорта, и внедрение
валидаторов – большой шаг в этом направлении, ведь почти
весь цивилизованный мир давно перешел на такой принцип
оплаты. Его преимущество состоит в отсутствии контакта
пассажира с кондуктором – здесь полностью исключен
человеческий фактор. Досадные случаи, когда кондукторы
появлялись в неопрятном виде, проявляли неуважение к
пассажирам, отказывались выдавать билеты, отныне останутся в
прошлом. Пассажир сам подходит к электронному кондуктору и
оплачивает проезд наличными деньгами либо смарт-картой и
спокойно получает билет за проезд. Все расходы по установке
и монтажу валидаторов взял на себя инвестор в лице
казахстанско-корейской компании "ЕВ Каz". С ноября прошлого
года начался монтаж этих устройств, в декабре прошло их
полное техническое тестирование. Нами было принято решение,
что первые два месяца в каждом троллейбусе и трамвае
кондукторы будут разъяснять пассажирам принцип работы этого
агрегата.
Эта система позволяет через GPS объявлять остановки и на
установленных у диспетчеров мониторах отслеживать движение
всех вышедших на линию трамваев и троллейбусов помаршрутно,
тем самым усиливая транспортную дисциплину в целом.
Водитель теперь может полностью сосредоточиться на своих
прямых функциях: обеспечении безопасного движения,
соблюдении графика, культурном обслуживании пассажиров. В
прошлом останутся случаи, когда трамвай или троллейбус
раньше времени уходил в депо из-за низкой выручки в вечернее
время. Что касается проблемы безбилетного проезда, скажу,
что мы усиливаем контрольно-ревизорскую службу. На
остановках и в транспорте возобновят работу контролеры. За
безбилетный проезд будет взиматься штраф в десятикратном
размере от стоимости стандартного билета. На самих билетах
указаны номер маршрута, дата и стоимость проезда, для
стандартного – 40, льготного – 20 тенге. Каждый пассажир
должен иметь при себе разменную монету, купюру номиналом не
более 200 тенге. Было бы крайне желательно производить
оплату без сдачи, чтобы не создавать очередь около
валидатора, а еще лучше – приобрести электронную карту –
безналичную форму оплаты проезда. Есть стандартные и
льготные карточки для пенсионеров, студентов и школьников с
50-процентной скидкой. Их можно приобрести в сети киосков "Евросеть",
"РТС-перекресток", в трамваях и троллейбусах. Стоимость
пустой смарт-карты – 200 тенге. В более чем 300 магазинах и
торговых комплексах будут установлены зарядные устройства –
небольшие аппараты, где можно будет пополнить счета на
карточках. Проездные билеты останутся действительными на
январь, а в дальнейшем они будут заменены смарт-картами. Для
участников и инвалидов войны, военнослужащих внутренних
войск предусмотрены специальные смарт-карты с правом
бесплатного проезда. Я призываю всех читателей производить
оплату только в валидаторах, а обо всех нарушениях сообщать
по телефонам нашей круглосуточной службы, где также можно
задать и любой интересующий вас вопрос:
375-14-00, 375-07-34,
233-82-71, 225-82-41.
В заключение я хочу еще раз призвать наших пассажиров с
пониманием отнестись к новой системе оплаты – она нужна для
нас всех и имеет очень хорошие перспективы значительно
повысить культуру обслуживания на общественном транспорте
южной столицы.
Ирина НИКОНОВА,
Алексей НИКОНОВ
Фото Раисы КРУГОВОЙ |