Транспортный
кризис. Похоже, что именно он разразился в южной столице
аккурат после Нового года. Автобусники, измученные
подорожанием бензина, решили повысить стоимость проезда,
невзирая на официальный запрет властей. А троллейбусники и
вовсе пошли на кардинальные меры – свое недовольство
установкой электронной системы оплаты проезда они выразили
кратковременной забастовкой. На этой неделе департаменту
пассажирского транспорта и автомобильных дорог Алматы
скучать не пришлось. Не успели стихнуть страсти вокруг
повышения проезда до 60 тенге на некоторых городских
маршрутах, как на тебе – новая неприятность. Водители
троллейбусов, курсирующих по седьмому маршруту, устроили
акцию протеста против установки валидаторов (аппаратов,
автоматически принимающих оплату за проезд). Правда,
бастовали троллейбусники недолго, но этого хватило, чтобы
заморозить некоторое количество алматинцев, которые,
простояв на остановках все утро вторника, привычных
«семерок» так и не дождались.
Нельзя не отметить, что идея установки валидаторов
изначально была воспринята неоднозначно. Власти утверждали,
что чудо-аппараты корейского производства положат конец
беспределу, и в кондукторско-водительских карманах
перестанет оседать львиная доля наезженных алматинцами
денег. Однако водителям троллейбусов, да и самим горожанам
нововведение пришлось явно не по душе. Первые дни
троллейбусной революции больше напоминали кадры из доброй
американской комедии. У закрытых средних и задних дверей
толкалась толпы людей, недоумевающих, по какой причине они
так и не открываются. Дабы помочь непросвещенным алматинцам,
из передней двери высовывался кондуктор, призывавший всех
«проходить спереди». В начале салона вообще творилось
невообразимое – все тот же кондуктор стоял возле каждого
пассажира и терпеливо объяснял ему, как пользоваться
чудо-машиной, далее следовала долгая процедура поиска монет,
опускания их в специальное отверстие, получение чека, и
только после этого человек попадал вглубь салона. Не будем
упоминать о том, что творилось за его спиной – разъяренные и
замерзшие горожане проклинали всех и вся на чем свет стоит…
Понятно, что нам, в силу некоторых особенностей менталитета,
к повальной автоматизации привыкнуть трудно. Однако
переходить на цивильные стандарты, когда-нибудь да придется.
Кстати, как рассказал «Позиции.kz» начальник КГП «Алматыэлектротранс»
Талгат Абдрахманов, во всех странах, где используются
валидаторы, переход на них проходил очень болезненно.
– Так было и в Китае, и в Японии, и мы, в принципе, были
готовы к такому развитию событий, – говорит Талгат
Абдрахманов. – Но я хочу особо подчеркнуть, что мы не
позволим кому-то сделать нас заложниками собственных
интересов. Вся эта акция протеста была инициирована именно
кондукторами, которые «подогрели» водителей. Сами подумайте,
какая разница водителю, который получает почти 100 тысяч в
месяц, кондуктор у него ходит деньги собирает или валидатор
стоит. Его зарплата зависит от оборотных рейсов. Тут есть
еще один момент – кондукторы привыкли, что каждый день они
забирают часть вырученных денег, сейчас такой возможности у
них нет. И все, что они говорили, якобы пассажиры жалуются,
что аппараты не дают сдачу и чеки, замерзли от холода – все
это ерунда. Валидаторы тестировались при температуре от -30
до +60 градусов и прошли все испытания. Нашим людям нужно
привыкать либо заранее готовить деньги при входе в
троллейбус, либо купить карту оплаты, тогда никаких проблем
не будет. Кстати, специально для того, чтобы пассажиры могли
адаптироваться к новой системе и имели возможность
посмотреть, как она работает, мы решили оставить в январе и
феврале проездные билеты. Но в любом случае я хочу, чтобы
наши граждане поняли, что валидаторы установлены для их же
блага.
Надо отметить, что акция протеста троллейбусников продлилась
недолго, – уже на следующий день все водители извинились и
вышли на работу. Однако проблемы на этом не закончились. Как
рассказал Талгат Абдрахманов, теперь, когда кассиры в конце
рабочей смены открывают кейс-боксы с деньгами, находят в них
окурки и пустые пачки от сигарет, гайки, болты и прочие
инородные предметы. По словам руководителя КГП «Алматыэлектротранс»,
занимаются вредительством именно кондукторы.
Так ли оно на самом деле – однозначно сказать сложно. Но это
все цветочки, ягодки обещают появиться, когда валидаторы
будут установлены и в автобусах. По планам, произойдет это в
марте, вот тогда-то мы и станем свидетелями настоящего
сопротивления. Ведь водители автобусов и их кондукторы, как
правило, приезжают из пригородов Алматы и отличаются не
только громким голосом, но еще и крутым нравом. Молчать они
явно не будут, тем более после того, как их насильно
заставили снизить оплату за проезд. Напомним, что с 3 января
водители пяти автобусных парков самовольно подняли цену на
проезд до 60 тенге. Однако в департаменте пассажирского
транспорта заявили, что это решение незаконно и потребовали
от перевозчиков вернуть прежний тариф.
– Нас элементарным образом задавили! И я не вижу смысла
больше разговаривать на эту тему! – в сердцах обронил «Позиции.kz»
руководитель одного из автобусных парков, повысивших тариф
на проезд.
Перед Новым годом «Позиция.kz» уже писала о предстоящем
повышении, и тогда наш корреспондент выяснила, что у
перевозчиков есть на это вполне законное право. Так, статья
10 Закона РК «О транспорте», гласит, что на перевозку
пассажиров «устанавливаются свободные (договорны) тарифы …
обеспечивающие деятельность хозяйствующих субъектов,
занимающихся транспортной деятельностью». Костяк автобусных
парков Алматы – частные предприятия, каждое из которых,
теоретически, может установить тот тариф, который ему по
душе. При этом весьма любопытным является тот факт, что в
антимонопольном управлении по городу Алматы эту информацию
практически подтвердили. Там объяснили, что среди
предприятий, оказывающих услуги по перевозке алматинцев, не
определен монополист, а значит, и антимонопольное
законодательство в этом случае не действует.
Сегодня прокуратура должна вынести вердикт и огласить, какая
мера наказания будет применяться к перевозчикам, нарушившим
пункт 1 статьи 10 Закона РК «О конкуренции и ограничении
монополистической деятельности». Однако проблему это не
решит. Повышение банковских ставок по кредитам больно
ударило по перевозчикам – почти вся техника в автопарках
куплена в кредит. А тут еще неминуемый рост цен на бензин и
запчасти. Правда, метод решения проблем с помощью
административных ресурсов мы уже проходили – когда
правительство почти месяц не могло обуздать цены на хлеб. В
итоге подорожания избежать не удалось. И что получится на
этот раз, станет ясно совсем скоро.
|