|
ПЛЮСЫ И МИНУСЫ валидаторов
В Алматы с нового года в троллейбусах и трамваях
начала действовать электронная система оплаты за проезд. Это
новшество вызывает как положительные, так и отрицательные отклики у
пассажиров... |
Алмас ЖУМАБАЕВ
Тел. 2796476
Виктория ИЗБИЦКАЯ
Тел. 2797441 |
Об этом можно судить по многочисленным звонкам, поступающим в нашу
редакцию и комментариям на сайте "Вечерки". Наши корреспонденты
проехались на электротранспорте по городу и испытали все плюсы и
минусы валидаторов
Начали мы свою поездку с остановки "Алматы II" на троллейбусе № 6 с
бортовым номером 1016. Час пик пока не настал, поэтому народу было
немного. Вопреки правилам водитель открыл все двери троллейбуса.
Лишь несколько сознательных пассажиров сразу подошли к валидатору и
начали оплачивать за проезд. Но большинство зашедших с задней двери
сразу расселись по местам.
– Подходите к валидаторам, оплачивайте проезд! – призывал кондуктор,
но народ не спешил.
Одной из самых распространенных жалоб пассажиров является то, что
валидаторы не учитывают льготный проезд для пенсионеров, студентов и
школьников. На наших глазах одна из пенсионерок опустила в валидатор
50 тенге и автомат выдал ей сдачу в 10 тенге. Чтобы снять оставшуюся
сумму кондуктору пришлось приложить свою специальную карточку для
сдачи.
– В 12-м троллейбусе я положила в валидатор 200 тенге, а он мне
сдачу дал всего 60, – пожаловалась рядом сидящая женщина.– Я
обратилась к кондуктору и водителю, а они сказали, что все претензии
к автомату.
Тем временем на одной из остановок в троллейбус вошли контролеры.
Так как валидатор работал исправно и все пассажиры были с билетами,
проблем не возникло.
Жалобы есть не только у пассажиров, но и у кондукторов.
– Вот недавно один умник обрезал кабель у валидатора,– рассказал нам
кондуктор 6-го троллейбуса Тураш Сатканов.– После этого он перестал
выдавать сдачу. Бывают случаи сбоя у аппарата, но эти неполадки
сразу же устраняются. В основном трудности у нас возникают в часы
пик, когда очень много пассажиров пытаются войти в переднюю дверь,
создавая сутолоку возле валидатора. Поэтому мы сейчас открываем все
двери, чтобы люди могли быстрее войти в салон.
Но, если такая система срабатывает в троллейбусах, то в трамваях все
строго по правилам. И это создает ощутимые неудобства. На углу улиц
Шевченко – Абылай хана мы попытались сесть в трамвай № 4. Пассажиры
выстроились в огромную очередь около передней двери. У средней и
задней дверей в это время народ ожидал выхода.
– Вы что, издеваетесь над нами?! – возмущались люди. Но им пришлось
ждать, пока все пассажиры не вошли в переднюю дверь, и только после
этого остальные двери открылись.
Здесь, в отличие от троллейбусов, около валидаторов стоят арбайтеры
– специальные люди, обучающие пассажиров правильно пользоваться
электронной системой. Но даже они не в силах справиться с большим
количеством людей.
– Из-за того, что интервалы между трамваями слишком длинные, на
остановках скапливается много народу,– говорит водитель Мастура
Туктарова.– Но из-за пробок мы не можем ходить чаще.
В следующем трамвае № 6 такого скопления народа мы не обнаружили.
Здесь пассажиры входили в салон также через переднюю дверь. Но
проблемы с валидатором все равно были. Аппарат не принимал ветхую
купюру в 200 тенге.
– Поищите поновее, – посоветовал арбайтер пассажирке. – Он не узнает
старые купюры. Тем более бывает, что люди в проем для купюр бросают
монетки, от таких случаев специально пришлось поставить заслон.
Часто валидаторы выходят из строя, не выдают сдачу или билеты. По
правилам, в таких случаях вызывают сервисную службу для устранения
неполадок, а пассажирам приходится ждать. Иногда на это уходит
слишком много времени.
Впрочем, среди пассажиров есть и сторонники новой электронной
системы.
– У меня лично пока проблем не было, – говорит Надежда Семенова.–
Сдачу и билет я всегда получала. Мне кажется, люди постепенно
привыкнут к новшеству.
Последним маршрутом на пути нашего следования стал троллейбус № 19 с
бортовым номером 3033. Сели мы в него на остановке "Зеленый базар".
Кстати, ждать его пришлось минут двадцать. Порядком замерзшие
пассажиры начали входить в салон троллейбуса со всех дверей. Но
оплатить за проезд люди не смогли: валидатор не работал. Из-за этого
водителю пришлось стоять и перезагружать автомат. И только после
некоторых усилий валидатор наконец-то заработал. Пассажиры
потихоньку начали оплачивать проезд. Но через несколько остановок
автомат вновь стал "капризничать": съедал деньги, не давал сдачу и
билеты.
– Он уже сегодня в четвертый раз ломается! – злится водитель Канат
Бакеев.– Из-за него приходится простаивать. А мне надо круги делать,
от этого зависит моя зарплата. И арбайтера у меня нет как в
трамваях! Мне приходится младшую сестренку брать в помощь.
Тем временем недовольство пассажиров достигло апогея. Люди начали
требовать сдачи и билеты у водителя. Но он только развел руками,
мол, что я могу сделать?..
Под напором возмущенных людей, водитель позвонил в диспетчерскую,
где ему было дано указание высадить пассажиров и следовать в парк.
Так он и сделал, но никого высаживать не стал (возможно, присутствие
журналистов "Вечерки" смутило его), а повез людей до места их
следования бесплатно, и затем уже отправился в парк.
***
Проездные билеты будут в ходу еще полгода
Мы собрали все комментарии наших читателей и отправились за
разъяснениями к директору коммунального государственного предприятия
"Алматыэлектротранс" Талгату АБДРАХМАНОВУ
– Проблема заключается не в переходе на электронную систему оплаты,
а в другом. Есть такое понятие – "человеческий фактор", – объясняет
Талгат Абдукаримович. - Мы получали огромное количество жалоб от
жителей на кондукторов, многие из которых своим хамством,
неряшливостью и грубостью оскорбляли клиентов, не выдавали билеты.
Пресса, в том числе и ваша газета, неоднократно писала об этом. С
введением валидаторов необходимость присутствия кондуктора в салоне
отпадает сама по себе. Отныне сбором денег будет заниматься
электронный помощник водителя и пассажиров.
– Был случай, когда человек задержал купюру в 200 тенге в
валидаторе чуть дольше, и аппарат взял с него не 40 тенге, а 160.
Кто будет обучать людей правильно пользоваться новой системой
оплаты?
– Мы оставили пока кондукторов в качестве помощников и столкнулись с
тем, что некоторые из них стали злоупотреблять этим.
Судите сами, принимая наличные деньги, валидатор выдает сдачу из
расчета полного билета, он так запрограммирован. В случае, если
человеку нужно оплатить льготный проезд, то кондуктор, приставив к
валидатору специальную карточку, так сказать, довыдает сдачу.
Например, льготник закинул сто тенге, валидатор дает сдачу 60 тенге,
остальные 20 тенге – кондуктор. Вот здесь мы столкнулись с
проблемой. Недобросовестный кондуктор эту специальную карточку
неоднократно прикладывает к выдающему сдачу кейсу по 20 тенге и
только потом получает официальный льготный билет и перепродает его в
салоне. В связи с этим, мы сделали для себя вывод, что возле
валидатора никого нельзя оставлять. Мы убедились, что в салоне
троллейбуса или трамвая должны быть только контролер, пассажиры и
валидатор. Поэтому для льготников мы вывесили объявления с просьбой
о том, чтобы они при себе имели разменную монету не более 20 тенге
или льготную карточку красного цвета, либо проездной билет, в
зависимости от категории пассажира – студенческий, школьный,
пенсионный.
Что касается обычного пассажира, то здесь проблем нет. Если вы
опустили в валидатор 50 тенге, вам аппарат выдаст 10 тенге сдачу,
если сто тенге – аппарат выдаст 60 тенге. С 200 тенге получите сдачу
160.
– Останутся ли проездные билеты или их упразднят со следующего
месяца?
– Мы сознательно оставили проездные билеты для удобства пассажиров.
Слухи о том, что проездные исчезнут со следующего месяца,
распространяют те же не совсем добросовестные кондукторы. А вы
знаете, когда мы в вечернее время вскрываем кейт-боксы, чего только
там не находим. Внутри и окурки, и обрывки газет, и коробки от
сигарет, и шайбы, и жвачки, и всевозможные значки. Туда, где
написано "приемник монет", нужно бросать только монеты, а не
бумажные купюры. Из-за нарушений аппарат стопорится, приходится
вызывать специалиста. Но пока он приезжает на место, очищает
сепаратор, предназначенный для мелочи, происходит сбой работы.
Думаю, что это делается умышленно, что и создает недовольство
пассажиров. А аппарат в этом абсолютно не виноват, он четко
выполняет те функции, на которые запрограммирован. И если мы все
вместе будем правильно, по назначению его использовать, то и проблем
не будет. В некоторых подвижных составах мы вообще кондукторов
убрали, и водители уже работают без них. Это маршруты № 6 и 12. Там
все нормально, люди привыкают, сбоев аппаратов не бывает, бункеры
монет не забиваются. Это говорит о том, что кому-то выгодно
заниматься вредительством. Поэтому мы обратились в департамент
внутренних дел, чтобы они нам помогли.
– Каким образом их представители будут отслеживать нарушителей?
– Так называемые лжекондукторы у нас не числятся как работники
нашего предприятия, но подсаживаются на одной из остановок и
собирают плату за проезд. В основном это бывшие кондукторы, которые
сегодня остались за бортом, потому что не приняли правила нынешней
работы. Они все лелеют надежду вернуться к старой бесконтрольной
системе. В салоне, убедившись, что контролеров нет, лжекондуктор
начинает творить свои дела. Объявляет пассажирам, что валидатор не
работает и наглым образом просит платить ему. То есть он фактически
занимается мошенничеством. Обо всех этих фактах мы сообщили в
департамент внутренних дел и финансовую полицию. Между тем силами
контрольно-ревизорской службы нашего предприятия мы отслеживаем
ситуацию, проводим мониторинг и сообщаем полицейским. Таким образом,
на данный момент задержано восемь лжекондукторов-мошенников.
Поэтому мы призываем наших уважаемых пассажиров приобретать
электронные карты, чтобы не расплачиваться наличными.
Надо сказать, что цель внедрения новой системы и заключается в том,
чтобы ее легко можно было контролировать, чтобы доходная часть была
прозрачная.
Данная система также позволяет контролировать любой подвижной
состав, который находится на линии. На мой взгляд, она очень
перспективная и продвинутая.
– Предусмотрен ли адаптационный срок для пассажиров в новых
условиях проезда?
– Мы интересовались, как приживалась эта система в Европе, в
Юго-Восточной Азии, в России, в Китае. Адаптационный период в
среднем длится один квартал.
– Какое количество кондукторов осталось за бортом? Предложены ли
им альтернативные рабочие места?
– Мы им предложили перейти в штат контролеров, которые должны стоять
возле валидатора и объяснять людям правила пользования. Но
соглашаются немногие, поскольку привыкли работать с наличными
деньгами.
– Судя по комментариям наших читателей, мы еще не вполне готовы к
новшеству...
– Вы знаете, я убедился в том, что наши пассажиры – нормальные,
организованные, добросовестные люди. В трамваях они уже заходят
строго в переднюю дверь, а выходят в заднюю и среднюю. Но в
троллейбусах ситуация немножко другая, потому что передняя дверь там
узкая. Для того, чтобы эту проблему разрешить, мы проинструктировали
своих водителей. Они обязаны, особенно в часы пик, работать на
посадку как передней, так и средней дверью. Получается, что пассажир
должен входить в переднюю дверь и в одну сторону средней. А выходить
– через вторую сторону средней двери и через заднюю. И вот когда мы
вместе с вами пассажиров организуем, все разъясним, они поймут, что
в принципе эта система очень удобная.
Данная система в дальнейшем нам позволит заняться организацией
движения. Мы будем проводить мониторинг и определять, в какое время
суток, например, в часы пик, нам нужно больше подвижного состава.
Уже сейчас благодаря электронной системе у нас появилась возможность
визуальной видимости и управления маршрутами на линии.
– Оплату нужно производить только на входе или на выходе тоже
можно?
– По-хорошему должно быть так: пассажиры входят в переднюю дверь,
оплачивают за проезд и проходят дальше в салон. Тогда проблем не
возникает. Но в часы пик, чтобы не создавалось толкотни при входе в
салон, мы начали работать и со средними дверями, убрали изначально
предусмотренные турникеты. А для тех, кто не принимает пока новую
оплату проезда, мы оставили проездные билеты. Пожалуйста, пусть
пассажир купит месячный проездной и спокойно себе едет.
– Говорят, что проездные уберут.
– Ничего подобного, минимум полгода они будут в ходу. Пока мы
полностью не решим все организационные вопросы. У вас на сайте в
комментариях люди пишут, что проездные убрали, чтобы цены скрытым
образом поднять. Что можно сказать по этому поводу? Наши люди
недостаточно осведомлены. Хочу подчеркнуть – проездные мы оставили,
поскольку являемся социальным транспортом. А вообще новая система
многогранна. В перспективе с помощью электронной карточки можно
будет рассчитываться в магазине. Все зависит от охвата людей,
насколько востребованной окажется система оплаты карточками.
***
Мнение
Директор департамента пассажирского транспорта и автомобильных дорог
города Алматы Амир Кайдарович ГАЛИЕВ:
– Введение валидаторов – веление времени. А то, что это новшество
тяжело внедряется, еще раз говорит о том, насколько запушена
проблема. Все привыкли и считают нормальным то, что кондуктор или
водитель может взять деньги, принадлежащие государству, просто так
забрать у населения и положить себе в карман.
Сегодня, когда установили валидаторы, все начали возмущаться. Это
показывает, что проблема стоит очень остро, вплоть до открытых
конфликтов, вызванных неправильным поведением водителей и
кондукторов, привыкших всю наличность, полученную от пассажиров,
класть в свой карман, но это не их зарплата. Деньги, которые они
платят за проезд, должны пройти инкассацию, стать доходом
предприятия, подвергнуться налогообложению, только потом работники
автопредприятия и получат свою достойную зарплату.
С введением валидаторов мы видим, что ранее установленный план
сегодня перевыполняется. Я говорю о тех маршрутах, которые нормально
работают без саботажа, следовательно, укрепляется экономика города.
Конечно, мы понимаем, что пока существуют определенные неудобства,
что валидатор один, а билеты нужны всем. Поэтому мы надеемся, что
люди поймут преимущества электронных карточек, которые можно
приобрести во всех торговых точках Алматы.
Фото Раисы КРУГОВОЙ |
|
|