Главная Маршруты Техника Фотографии Статьи Сведения Будущее Общение Контакт Ссылки

 

Алматинский Троллейбус. Статьи


ПЛЮСЫ И МИНУСЫ валидаторов

В Алматы с нового года в троллейбусах и трамваях начала действовать электронная система оплаты за проезд. Это новшество вызывает как положительные, так и отрицательные отклики у пассажиров...

 

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ валидаторов


Алмас ЖУМАБАЕВ
Тел. 2796476

Виктория ИЗБИЦКАЯ
Тел. 2797441
Об этом можно судить по многочисленным звонкам, поступающим в нашу редакцию и комментариям на сайте "Вечерки". Наши корреспонденты проехались на электротранспорте по городу и испытали все плюсы и минусы валидаторов

Начали мы свою поездку с остановки "Алматы II" на троллейбусе № 6 с бортовым номером 1016. Час пик пока не настал, поэтому народу было немного. Вопреки правилам водитель открыл все двери троллейбуса. Лишь несколько сознательных пассажиров сразу подошли к валидатору и начали оплачивать за проезд. Но большинство зашедших с задней двери сразу расселись по местам.

– Подходите к валидаторам, оплачивайте проезд! – призывал кондуктор, но народ не спешил.

Одной из самых распространенных жалоб пассажиров является то, что валидаторы не учитывают льготный проезд для пенсионеров, студентов и школьников. На наших глазах одна из пенсионерок опустила в валидатор 50 тенге и автомат выдал ей сдачу в 10 тенге. Чтобы снять оставшуюся сумму кондуктору пришлось приложить свою специальную карточку для сдачи.

– В 12-м троллейбусе я положила в валидатор 200 тенге, а он мне сдачу дал всего 60, – пожаловалась рядом сидящая женщина.– Я обратилась к кондуктору и водителю, а они сказали, что все претензии к автомату.

Тем временем на одной из остановок в троллейбус вошли контролеры. Так как валидатор работал исправно и все пассажиры были с билетами, проблем не возникло.

Жалобы есть не только у пассажиров, но и у кондукторов.

– Вот недавно один умник обрезал кабель у валидатора,– рассказал нам кондуктор 6-го троллейбуса Тураш Сатканов.– После этого он перестал выдавать сдачу. Бывают случаи сбоя у аппарата, но эти неполадки сразу же устраняются. В основном трудности у нас возникают в часы пик, когда очень много пассажиров пытаются войти в переднюю дверь, создавая сутолоку возле валидатора. Поэтому мы сейчас открываем все двери, чтобы люди могли быстрее войти в салон.

Но, если такая система срабатывает в троллейбусах, то в трамваях все строго по правилам. И это создает ощутимые неудобства. На углу улиц Шевченко – Абылай хана мы попытались сесть в трамвай № 4. Пассажиры выстроились в огромную очередь около передней двери. У средней и задней дверей в это время народ ожидал выхода.

– Вы что, издеваетесь над нами?! – возмущались люди. Но им пришлось ждать, пока все пассажиры не вошли в переднюю дверь, и только после этого остальные двери открылись.

Здесь, в отличие от троллейбусов, около валидаторов стоят арбайтеры – специальные люди, обучающие пассажиров правильно пользоваться электронной системой. Но даже они не в силах справиться с большим количеством людей.

– Из-за того, что интервалы между трамваями слишком длинные, на остановках скапливается много народу,– говорит водитель Мастура Туктарова.– Но из-за пробок мы не можем ходить чаще.

В следующем трамвае № 6 такого скопления народа мы не обнаружили. Здесь пассажиры входили в салон также через переднюю дверь. Но проблемы с валидатором все равно были. Аппарат не принимал ветхую купюру в 200 тенге.

– Поищите поновее, – посоветовал арбайтер пассажирке. – Он не узнает старые купюры. Тем более бывает, что люди в проем для купюр бросают монетки, от таких случаев специально пришлось поставить заслон.

Часто валидаторы выходят из строя, не выдают сдачу или билеты. По правилам, в таких случаях вызывают сервисную службу для устранения неполадок, а пассажирам приходится ждать. Иногда на это уходит слишком много времени.

Впрочем, среди пассажиров есть и сторонники новой электронной системы.

– У меня лично пока проблем не было, – говорит Надежда Семенова.– Сдачу и билет я всегда получала. Мне кажется, люди постепенно привыкнут к новшеству.

Последним маршрутом на пути нашего следования стал троллейбус № 19 с бортовым номером 3033. Сели мы в него на остановке "Зеленый базар". Кстати, ждать его пришлось минут двадцать. Порядком замерзшие пассажиры начали входить в салон троллейбуса со всех дверей. Но оплатить за проезд люди не смогли: валидатор не работал. Из-за этого водителю пришлось стоять и перезагружать автомат. И только после некоторых усилий валидатор наконец-то заработал. Пассажиры потихоньку начали оплачивать проезд. Но через несколько остановок автомат вновь стал "капризничать": съедал деньги, не давал сдачу и билеты.

– Он уже сегодня в четвертый раз ломается! – злится водитель Канат Бакеев.– Из-за него приходится простаивать. А мне надо круги делать, от этого зависит моя зарплата. И арбайтера у меня нет как в трамваях! Мне приходится младшую сестренку брать в помощь.

Тем временем недовольство пассажиров достигло апогея. Люди начали требовать сдачи и билеты у водителя. Но он только развел руками, мол, что я могу сделать?..

Под напором возмущенных людей, водитель позвонил в диспетчерскую, где ему было дано указание высадить пассажиров и следовать в парк. Так он и сделал, но никого высаживать не стал (возможно, присутствие журналистов "Вечерки" смутило его), а повез людей до места их следования бесплатно, и затем уже отправился в парк.

***

Проездные билеты будут в ходу еще полгода
Мы собрали все комментарии наших читателей и отправились за разъяснениями к директору коммунального государственного предприятия "Алматыэлектротранс" Талгату АБДРАХМАНОВУ


– Проблема заключается не в переходе на электронную систему оплаты, а в другом. Есть такое понятие – "человеческий фактор", – объясняет Талгат Абдукаримович. - Мы получали огромное количество жалоб от жителей на кондукторов, многие из которых своим хамством, неряшливостью и грубостью оскорбляли клиентов, не выдавали билеты. Пресса, в том числе и ваша газета, неоднократно писала об этом. С введением валидаторов необходимость присутствия кондуктора в салоне отпадает сама по себе. Отныне сбором денег будет заниматься электронный помощник водителя и пассажиров.

– Был случай, когда человек задержал купюру в 200 тенге в валидаторе чуть дольше, и аппарат взял с него не 40 тенге, а 160. Кто будет обучать людей правильно пользоваться новой системой оплаты?

– Мы оставили пока кондукторов в качестве помощников и столкнулись с тем, что некоторые из них стали злоупотреблять этим.
Судите сами, принимая наличные деньги, валидатор выдает сдачу из расчета полного билета, он так запрограммирован. В случае, если человеку нужно оплатить льготный проезд, то кондуктор, приставив к валидатору специальную карточку, так сказать, довыдает сдачу. Например, льготник закинул сто тенге, валидатор дает сдачу 60 тенге, остальные 20 тенге – кондуктор. Вот здесь мы столкнулись с проблемой. Недобросовестный кондуктор эту специальную карточку неоднократно прикладывает к выдающему сдачу кейсу по 20 тенге и только потом получает официальный льготный билет и перепродает его в салоне. В связи с этим, мы сделали для себя вывод, что возле валидатора никого нельзя оставлять. Мы убедились, что в салоне троллейбуса или трамвая должны быть только контролер, пассажиры и валидатор. Поэтому для льготников мы вывесили объявления с просьбой о том, чтобы они при себе имели разменную монету не более 20 тенге или льготную карточку красного цвета, либо проездной билет, в зависимости от категории пассажира – студенческий, школьный, пенсионный.
Что касается обычного пассажира, то здесь проблем нет. Если вы опустили в валидатор 50 тенге, вам аппарат выдаст 10 тенге сдачу, если сто тенге – аппарат выдаст 60 тенге. С 200 тенге получите сдачу 160.

– Останутся ли проездные билеты или их упразднят со следующего месяца?

– Мы сознательно оставили проездные билеты для удобства пассажиров. Слухи о том, что проездные исчезнут со следующего месяца, распространяют те же не совсем добросовестные кондукторы. А вы знаете, когда мы в вечернее время вскрываем кейт-боксы, чего только там не находим. Внутри и окурки, и обрывки газет, и коробки от сигарет, и шайбы, и жвачки, и всевозможные значки. Туда, где написано "приемник монет", нужно бросать только монеты, а не бумажные купюры. Из-за нарушений аппарат стопорится, приходится вызывать специалиста. Но пока он приезжает на место, очищает сепаратор, предназначенный для мелочи, происходит сбой работы. Думаю, что это делается умышленно, что и создает недовольство пассажиров. А аппарат в этом абсолютно не виноват, он четко выполняет те функции, на которые запрограммирован. И если мы все вместе будем правильно, по назначению его использовать, то и проблем не будет. В некоторых подвижных составах мы вообще кондукторов убрали, и водители уже работают без них. Это маршруты № 6 и 12. Там все нормально, люди привыкают, сбоев аппаратов не бывает, бункеры монет не забиваются. Это говорит о том, что кому-то выгодно заниматься вредительством. Поэтому мы обратились в департамент внутренних дел, чтобы они нам помогли.

– Каким образом их представители будут отслеживать нарушителей?

– Так называемые лжекондукторы у нас не числятся как работники нашего предприятия, но подсаживаются на одной из остановок и собирают плату за проезд. В основном это бывшие кондукторы, которые сегодня остались за бортом, потому что не приняли правила нынешней работы. Они все лелеют надежду вернуться к старой бесконтрольной системе. В салоне, убедившись, что контролеров нет, лжекондуктор начинает творить свои дела. Объявляет пассажирам, что валидатор не работает и наглым образом просит платить ему. То есть он фактически занимается мошенничеством. Обо всех этих фактах мы сообщили в департамент внутренних дел и финансовую полицию. Между тем силами контрольно-ревизорской службы нашего предприятия мы отслеживаем ситуацию, проводим мониторинг и сообщаем полицейским. Таким образом, на данный момент задержано восемь лжекондукторов-мошенников.
Поэтому мы призываем наших уважаемых пассажиров приобретать электронные карты, чтобы не расплачиваться наличными.
Надо сказать, что цель внедрения новой системы и заключается в том, чтобы ее легко можно было контролировать, чтобы доходная часть была прозрачная.
Данная система также позволяет контролировать любой подвижной состав, который находится на линии. На мой взгляд, она очень перспективная и продвинутая.

– Предусмотрен ли адаптационный срок для пассажиров в новых условиях проезда?

– Мы интересовались, как приживалась эта система в Европе, в Юго-Восточной Азии, в России, в Китае. Адаптационный период в среднем длится один квартал.

– Какое количество кондукторов осталось за бортом? Предложены ли им альтернативные рабочие места?

– Мы им предложили перейти в штат контролеров, которые должны стоять возле валидатора и объяснять людям правила пользования. Но соглашаются немногие, поскольку привыкли работать с наличными деньгами.

– Судя по комментариям наших читателей, мы еще не вполне готовы к новшеству...

– Вы знаете, я убедился в том, что наши пассажиры – нормальные, организованные, добросовестные люди. В трамваях они уже заходят строго в переднюю дверь, а выходят в заднюю и среднюю. Но в троллейбусах ситуация немножко другая, потому что передняя дверь там узкая. Для того, чтобы эту проблему разрешить, мы проинструктировали своих водителей. Они обязаны, особенно в часы пик, работать на посадку как передней, так и средней дверью. Получается, что пассажир должен входить в переднюю дверь и в одну сторону средней. А выходить – через вторую сторону средней двери и через заднюю. И вот когда мы вместе с вами пассажиров организуем, все разъясним, они поймут, что в принципе эта система очень удобная.
Данная система в дальнейшем нам позволит заняться организацией движения. Мы будем проводить мониторинг и определять, в какое время суток, например, в часы пик, нам нужно больше подвижного состава. Уже сейчас благодаря электронной системе у нас появилась возможность визуальной видимости и управления маршрутами на линии.

– Оплату нужно производить только на входе или на выходе тоже можно?

– По-хорошему должно быть так: пассажиры входят в переднюю дверь, оплачивают за проезд и проходят дальше в салон. Тогда проблем не возникает. Но в часы пик, чтобы не создавалось толкотни при входе в салон, мы начали работать и со средними дверями, убрали изначально предусмотренные турникеты. А для тех, кто не принимает пока новую оплату проезда, мы оставили проездные билеты. Пожалуйста, пусть пассажир купит месячный проездной и спокойно себе едет.

– Говорят, что проездные уберут.

– Ничего подобного, минимум полгода они будут в ходу. Пока мы полностью не решим все организационные вопросы. У вас на сайте в комментариях люди пишут, что проездные убрали, чтобы цены скрытым образом поднять. Что можно сказать по этому поводу? Наши люди недостаточно осведомлены. Хочу подчеркнуть – проездные мы оставили, поскольку являемся социальным транспортом. А вообще новая система многогранна. В перспективе с помощью электронной карточки можно будет рассчитываться в магазине. Все зависит от охвата людей, насколько востребованной окажется система оплаты карточками.

***

Мнение
Директор департамента пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Алматы Амир Кайдарович ГАЛИЕВ:


– Введение валидаторов – веление времени. А то, что это новшество тяжело внедряется, еще раз говорит о том, насколько запушена проблема. Все привыкли и считают нормальным то, что кондуктор или водитель может взять деньги, принадлежащие государству, просто так забрать у населения и положить себе в карман.
Сегодня, когда установили валидаторы, все начали возмущаться. Это показывает, что проблема стоит очень остро, вплоть до открытых конфликтов, вызванных неправильным поведением водителей и кондукторов, привыкших всю наличность, полученную от пассажиров, класть в свой карман, но это не их зарплата. Деньги, которые они платят за проезд, должны пройти инкассацию, стать доходом предприятия, подвергнуться налогообложению, только потом работники автопредприятия и получат свою достойную зарплату.
С введением валидаторов мы видим, что ранее установленный план сегодня перевыполняется. Я говорю о тех маршрутах, которые нормально работают без саботажа, следовательно, укрепляется экономика города.
Конечно, мы понимаем, что пока существуют определенные неудобства, что валидатор один, а билеты нужны всем. Поэтому мы надеемся, что люди поймут преимущества электронных карточек, которые можно приобрести во всех торговых точках Алматы.

Фото Раисы КРУГОВОЙ 


 

Авторы Максим Гольбрайхт, Константин Гладышев, Амир Нургалиев, Ааре Оландер. Использование материалов сайта без письменного разрешения запрещено!

Используются технологии uCoz