|
Осторожно, двери закрываются!
|
Алматинские
автоперевозчики готовят для горожан
новогодний подарок: к концу года в
троллейбусах, трамваях и автобусах
начнет работать электронная система
контроля пассажиропотока. Кто
катался в метро, представляет, что
это такое, а кто не видел в глаза
это чудо техники, вникайте. Но особо
пока не радуйтесь.
Зеленый, красный и синий
Сразу при входе в салон будут стоять
автомат и турникет. Автомат
предназначен для считывания с
карточки ваших данных. Щелк —
турникет открывает проход в салон.
Без щелчка турникет блокирует вход.
Обратный путь лежит через заднюю
дверь салона. Карточки можно
приобрести на остановочных пунктах и
в магазинах, при использовании
имеющейся суммы счет пополняется
владельцем карточки в пунктах их
продажи. Для лиц, имеющих право на
бесплатный проезд, карточки окрашены
в зеленый цвет, для тех, кто имеет
50-процентную скидку, — в красный,
ну а для нас, простых смертных, — в
синенький.
Электронную систему вводит
совместная казахстанско-корейская
компания. Алматы — пилотный город,
за ним окультуриванию общественного
транспорта подвергнутся Астана,
Шымкент, Караганда. Кстати, проект
субсидируют не сами автоперевозчики
— договор с компанией заключили
десять автопарков из 15 и
трамвайно-троллейбусное управление.
По городу уже расклеены плакаты с
разъяснениями, как пользоваться
карточками.
— В Алматы 88 процентов населения
пользуется общественным транспортом,
поэтому здесь такая система будет
иметь наибольший эффект, — считает
руководство компании.
На устройство электронной системы
уже вложено порядка 50 миллионов
долларов, но тариф, как уверяют, на
проезд повышаться не будет — есть
возможность компенсировать затраты
за счет внутренних резервов. По
данным многочисленных проверок,
из-за недобросовестности водителей и
кондукторов автоперевозчики теряют
от 40 до 50 процентов выручки. С
введением электронной системы все
деньги будут поступать в бюджет
транспортных предприятий.
Троллейбусы, трамваи и даже автобусы
станут ходить строго по графику,
поскольку интервал будет
отслеживаться по спутнику, сверяться
с графиком водитель сможет по экрану
на панели дисплея, установленного в
кабине. На остановках также
установят контрольные устройства.
Сейчас водитель, выполнив
индивидуальный дневной план, может
уйти с маршрута, при спутниковом
контроле он этого сделать не сможет.
Кроме того, не работая с наличными
деньгами, водитель не будет знать,
выполнил он план или требуется
дальше работать. Отслеживать это
будут специальные службы.
По словам руководителя общественного
проекта по улучшению работы
общественного транспорта Марины
Султановой, ее команда провела
социологический опрос среди
школяров, и детки дружно
проголосовали за культурный
транспорт, который не будет пылить
по нашим дорогам.
Чиновники от акимата свое отношение
к нововведению выразили туманно:
посмотрим, что получится. Если в
Европе такая система работает, то
почему бы ей не работать в
Казахстане? Хотя, на мой взгляд, это
нововведение имеет и свои минусы.
Судите сами.
Пинок электронике
Нынешним летом мне пришлось побывать
в Москве. Около трех часов дня (не
час пик!) мы садились в полупустой
трамвай. На входе, как цербер, стоял
этот самый турникет. Пока мы достали
карточку, пока автомат ее считал, а
турникет разблокировался, на посадку
ушло времени в три раза больше, чем
на ту же процедуру без турникета.
Москвичи откровенно костерят это
веяние цивилизации. Кстати, приезжим
разрешается доплачивать водителю
налом.
Теперь сравните Москву и Алматы. В
Первопрестольной работает метро,
которое на две трети (а может, и
больше) снимает нагрузку с наземного
транспорта, поэтому на автобусы и
электротранспорт нагрузка щадящая. А
прикиньте, что ожидает пассажиров в
Алматы? Скандалы при входе?
Представляю: с боков лупцует
турникет, сзади пинком помогают
очередники, кому-то локтем под ребра
заехали... Скученность в салоне в
час пик вряд ли позволит быстро
добраться от передней двери до
задней.
В Алматы, например, график движения
общественного транспорта нарушается
не потому, что водитель среди смены
забежал в парикмахерскую, — огромные
пробки заставляют его порой менять
маршрут, чтобы «добежать» до
конечной остановки раньше следующего
автобуса. Да и сами контрольные
установки на остановках вряд ли
долго проживут. Телефоны-автоматы-то
несколько десятков лет прижиться не
могут, а тут новая игрушка. А к
каждому аппарату полицейского не
приставишь.
Надо отметить, что и в Корее, откуда
привезли эту систему, также поначалу
в транспорте стояли турникеты.
Население приучали к новшеству,
когда люди привыкли к нему,
турникеты демонтировали.
Бесспорно, заморские фишки имеют
свою привлекательность, но
большинство их у нас почему-то не
приживается. Скажем, решили ввести в
республике медицинское страхование,
в тяжелые для страны годы из казны
выделяли деньги на зарубежные
командировки специалистов, учредили
Фонд обязательного медицинского
страхования, но... эксперимент
провалился.
Я не сомневаюсь, что на адаптацию
корейцев к транспортному новшеству
ушло гораздо меньше времени, чем
уйдет у нас. Тем более что в Сеуле,
как и в Москве, работает метро. Но
сомневаюсь, что Алматы — самое
подходящее для эксперимента место.
Прежде чем вводить электронную
систему на общественном транспорте,
не мешало бы разгрузить дороги. Ведь
качество работы общественного
транспорта зависит не от
нашпигованности салонов
электроникой, а от технического
состояния автобусов и трамваев, от
проходимости дорог, от
дисциплинированности и культуры
водителей.
Согласие автоперевозчиков,
подозреваю, продиктовано не столько
желанием окультурить алматинских
пассажиров, сколько перспективой
наладить порядок в своем хозяйстве.
Вылавливать вороватых кондукторов
суетно, а проект сулит удвоение
доходов, сокращение затрат на
заработную плату путем сокращения
ставок кондукторов, и все это без
дополнительных вложений.
Виктор КОЛЕСНИК
№ 199 (25444) 25.12.2007 |
|
|
|
|
|
|