Главная Маршруты Техника Фотографии Статьи Сведения Будущее Общение Контакт Ссылки

 

Алматинский Троллейбус. Статьи


 

"Казахстанец" на электрической тяге

 

Смог над Алматы на 80 процентов состоит из выхлопных газов все увеличивающегося потока автомашин. Выход известен — применение альтернативных источников энергии. К примеру, перевод городского пассажирского транспорта на электрическую тягу. За проект решило взяться государственное предприятие «Алматыэлектротранс» и наладило производство собственных троллейбусов.

История алматинского троллейбусного парка началась еще в суровые военные годы. В 1944 году первое чудище с рогами прокатилось по одной из немногих асфальтированных улиц города, изумляя своим видом прохожих… С тех пор прошло более полувека. Пятисоткилометровая сеть проводов, питающих током троллейбусы и трамваи, опоясала практически весь город. Алматы вымахал, увеличилось население, возросла и потребность в городском пассажирском транспорте. Стала ощущаться нехватка электромашин. Завод «Электромаш», занимавшийся ремонтом троллейбусов, не успевал справляться со своей задачей из-за недостатка не производящихся в республике запасных частей и оборудования. Число трамвайных и троллейбусных маршрутов резко сократилось. Казалось, наступил неминуемый развал городского электрического транспорта. Но время и энтузиазм все расставили по своим местам.

Возглавивший в 1996 году коммунальное государственное предприятие «Алматыэлектротранс» энергичный инженер-энергетик Маулен Мукашев окунулся в самую суть проблемы, чтобы найти выход из создавшегося положения. Для начала собрал сподвижников, сформировал квалифицированную ремонтную бригаду. Но ремонтировать старье быстро надоело. Российские и чешские троллейбусы требовали постоянной закупки запасных частей за рубежом…

Создали совместное с фирмой «Шкода» предприятие по сборке чешских троллейбусов. Однако перевозка комплектующих резко повышала их себестоимость: одна машина обходилась в 150 тысяч долларов! Так пришли к решению о создании собственного троллейбуса, который бы не только выгодно отличался от импортного стоимостью, но и соответствовал всем европейским стандартам. Идею поддержал Президент страны Нурсултан Назарбаев, всегда чутко относящийся к трудовым инициативам.

Организовали конструкторское бюро, и оно в короткий срок разработало новую машину. При проектировании были учтены недостатки ранее эксплуатируемых троллейбусов. Благодаря накопленному ремонтному опыту удалось увеличить надежность многих узлов и деталей. У нового троллейбуса усиленные рамы, электросхема на современной элементной базе. Металлические подножки, начинавшие гнить уже через год эксплуатации, заменены на пластиковые. Использование в передней части кузова ударопрочной пластмассы позволяет в случае аварии легко, с небольшими затратами сделать ремонт. Приняли конструкторы во внимание и удобства пассажиров, предусмотрев просторный, в противовес чешскому, салон. Большие окна, позволяющие любоваться красотами города, двуязычное электронное табло... Дело оставалось за немногим: наладить серийное производство отечественных электромашин. Найти производителя оказалось довольно просто, поскольку неподалеку находился троллейбусоремонтный завод.

Контрольный пакет акций «Электромаша» принадлежал российской фирме «Тролза» из Энгельса, которая, по сути, была банкротом. В результате и алматинское предприятие практически перестало работать. Поэтому соблазнительное предложение КГП «Алматыэлектротранс» о налаживании серийного производства отечественных троллейбусов здесь было встречено с радостью. На базе завода образовалось ТОО «Электротранссервис». Вот что рассказал его директор Бердалы Тлешев:

— Территория нашего предприятия — 14 тысяч квадратных метров.

Сегодня оно работает практически на 100 процентов своей былой мощности, хотя параллельно с налаженным производством еще идут строительные работы. Товарищество выкупило акции у россиян, произвело полную реконструкцию, подняв завод из руин. Привели в порядок инженерные сети, построили лучшую в Алматы покрасочную камеру, выплатили заработную плату, отставание по которой составляло восемь месяцев, вернули кадры, набрали новых квалифицированных инженерно-технических работников. На сегодняшний день у нас трудится уже 165 человек. В перспективе здесь будет 500—600 работников. Завезли новое оборудование, скоро приобретем станки с программным управлением.

Производство новой отечественной электромашины начинается с цеха нестандартного оборудования, где собираются дверные стапеля и троллейбусные рамы. В цехе антикоррозийной обработки пескоструйные машины очищают поверхность металлических узлов и деталей от коррозии. В покрасочную камеру посторонние могут заглянуть только через смотровое стекло. Там свои температурные режимы, да и производство вредное. Но экологические и санитарные нормы и правила соблюдаются полностью. Иначе нельзя. От этого зависит не только здоровье рабочих, но и состояние окружающей среды, а также качество продукции. В электроцехе проводятся испытания электродвигателей. Из сборочного цеха выходит практически готовый к эксплуатации троллейбус. Поэтому здесь чаще всего можно увидеть главного представителя заказчика — директора «Алматыэлектротранса» Маулена Шапанбаевича Мукашева.

В прошлом году первый красавец с гордым именем «Казахстанец» проехал по алматинским улицам. Он стал подарком республике, отмечавшей десятую годовщину своей независимости. Завод, при активной поддержке города, выполнил наказ Президента о выпуске отечественного троллейбуса. Сейчас по осеннему городу кружит 21 алматинская электромашина. И это только начало. Из 600 необходимых городу машин на маршруты выходят лишь 250. Расширение парка позволило бы восстановить старые и открыть новые маршруты. Надоело алматинцам втискиваться в маршрутки, дышать бензиновым перегаром старых автобусов. Острую нехватку в троллейбусном парке ощущают и другие областные центры. Можно решить их проблемы. Но в планах директора КГП «Алматыэлектротранс» и другие задумки…

На одном дыхании здесь решили создать отечественный автобус. Первая машина на базе «Мерседес-365» уже собрана. Идут переговоры с белорусским заводом «МАЗ» и немецкой фирмой «Man» о поставке двигателей. В апреле-мае будущего года планируется выпустить еще 3—4 новых автобуса. Они будут более комфортабельными, экологически чистыми и дешевле зарубежных.

По словам Маулена Мукашева, при благоприятных условиях завод сможет за три-четыре года полностью обновить электротранспорт города.

— В Казахстане, — говорит он, — имеется около 55 тысяч автобусов разных марок. Существует острая необходимость ежегодно обновлять около 5 тысяч автобусов. Организация серийного производства пассажирского транспорта в Алматы открывает хорошие перспективы для развития машиностроения республики.

Наталья ВАСИЛЕВСКАЯ

 


 

Авторы Максим Гольбрайхт, Константин Гладышев, Амир Нургалиев, Ааре Оландер. Использование материалов сайта без письменного разрешения запрещено!

Используются технологии uCoz