|
Расследование Геннадия БЕНДИЦКОГО: Кто брал кассу?
Как минимум неделю инфраструктура
пассажирского транспорта Алматы подвергалась
большому потрясению. Руководители предприятий,
занимающихся пассажирскими автоперевозками,
говорили, что городские власти толкают их к
банкротству, а в среде простых водителей автопарков
зрели предзабастовочные настроения.
Причиной послужило подписанное еще 1 декабря 2006
года акимом Алматы Имангали Тасмагамбетовым
постановление, в котором департаменту пассажирского
транспорта и автомобильных дорог южной столицы
предписывается навести в своем хозяйстве порядок, в
том числе “принять меры по внедрению кассовых
аппаратов на общественном транспорте применительно к
наличной и безналичной форме оплаты”. В принципе -
нормальное поручение городского главы своим
подчиненным, направленное на повышение культуры
обслуживания пассажиров и борьбу с “черным” налом.
Но то, как его взялись выполнять городские
чиновники, курирующие вопросы пассажирского
автотранспорта, в итоге обернулось большим
скандалом…
О том, какие именно должны быть кассовые аппараты, в
постановлении акима Алматы не было сказано ни слова.
Видимо, поэтому руководство транспортного
департамента и курирующий их работу замакима города
Маулен Мукашев решили, что самый крупный город
Казахстана достоин если не лучшего, то хотя бы
самого дорогого.
Такими формальностями, как объявление конкурса среди
производителей подобной продукции, проведение
тендера или изучение опыта других стран, никто себя
не утруждал. Просто откуда ни возьмись, в Алматы
объявилось некое ТОО “ЕВ-KAZ”, которое благородно
согласилось принять на себя тяжкий труд по снабжению
всего общественного транспорта южной столицы
системой кассовых аппаратов, способных работать как
с наличными деньгами, так и по безналичной форме
оплаты - с помощью цифровых смарт-карт. Причем
государство якобы не должно было потратить на это
удовольствие ни тиына - все расходы компания вроде
как брала на себя.
Все имеющиеся в Алматы частные транспортные
предприятия попытались заставить подписать договор с
этим ТОО. Причем по-быстрому, поскольку компания
“ЕВ-KAZ” должна еще успеть взять кредит в банке,
чтобы уже к зиме приступить к установке
оборудования. От чиновников, убеждающих подписать
договор с ТОО “ЕВ-KAZ”, алматинские автоперевозчики
так и не смогли добиться никаких характеристик
предлагаемого оборудования. Ни по цене. Ни по
техническим параметрам. Зато замакима Алматы Маулен
Мукашев озвучил стоимость всего проекта - она
колебалась от 28 до 31 миллиона долларов США.
Подписывать такой договор руководители городских
автопредприятий не стали. Достаточно было один раз
его прочитать, чтобы стало ясно, кто и за что будет
платить. Итак, согласно этому договору все
предприятия общественного транспорта должны были
ежемесячно отдавать поставщику кассовых аппаратов 7
процентов от своего заработка. Причем заниматься
подсчетом ежедневной выручки и распределением
заработанных водителями автобусов денег намеревалось
само товарищество “ЕВ-KAZ”.
Директора нескольких городских автопарков позвонили
к нам в редакцию, и во что выливаются эти 7
процентов, мы подсчитали уже вместе. Поскольку в
Алматы сегодня работает порядка 2 тысяч автобусов,
значит, их владельцы ежемесячно будут вынуждены
перечислять ТОО “ЕВ-KAZ” более 600 тысяч долларов
США. Следовательно, за год набежит свыше 7,5
миллиона долларов. Аппетитная сумма, не правда ли?
Особенно если учесть, что срубить ее удастся не
ударив палец о палец.
Но и это еще не все. Срок действия договора,
предлагаемого к подписанию алматинским
автобусниками, 8 лет. А сумма за этот срок
составляет уже свыше 60 миллионов долларов.
Чтобы понять, из чьих кошельков будет изъята эта
немаленькая сумма, тоже большого ума не надо.
Платежи предприятий автоматически отразятся на
проездных тарифах. А кто у нас сегодня пользуется
городским общественным транспортом? Те, у кого нет
денег на такси. Те, кто не может себе позволить
купить личное авто. Те, у кого нет служебной машины
с персональным водителем. В общем, самые
малообеспеченные и социально незащищенные члены
нашего общества. Врачи, учителя, пенсионеры,
студенты и учащиеся, не имеющие “крутых” родителей.
Вот они за все и заплатят.
Наша газета попыталась выяснить, что это за такая
везучая компания “ЕВ-KAZ”, на которую вдруг
свалилось такое небывалое счастье. Оказалось -
обычная коммерческая структура, ничего особенного
собой не представляющая. Правда, в департаменте
пассажирского транспорта и автодорог Алматы ее
позиционируют как крупную иностранную компанию,
эксклюзивно производящую подобное электронное
оборудование. Но в действительности ТОО “ЕВ-KAZ” -
это дочернее предприятие некой южнокорейской
компании “ЕВ-Grup”, зарегистрированной в небольшом
городке Самган, что в пригороде Сеула. К числу
крупных производителей она не относится, сама
кассовых аппаратов и электронных терминалов для
безналичных расчетов не производит. У кого будет
закупать - тоже пока непонятно. Для выполнения
алматинского заказа компания еще только собирается
взять кредит в одном из южнокорейских банков.
В числе учредителей ТОО “ЕВ-KAZ” с казахстанской
стороны мы тоже не встретили никаких известных
фамилий. В качестве исполнительного директора
фигурирует некий Аскар Багжанов, некогда работавший
в автопарке поселка Шилик и в алматинском автопарке
№3, а потом - безработный.
И еще важный момент. Оборудование кассовым аппаратом
каждого транспортного средства должно было обойтись
в сумму, превышающую 15,5 тысячи долларов США. Чтобы
было понятно: это четверть стоимости новенького
импортного автобуса.
Мы поделились своими расчетами с акимом Алматы
Имангали Тасмагамбетовым.
- Это абсурд какой-то, - возмутился аким. - Да,
больше полугода назад я действительно подписывал
постановление, в котором речь шла о наведении
порядка на общественном транспорте. Да, собираемый
кондукторами “черный” нал - это плохо. Но это больше
по части налоговых органов, финполиции. Меня как
городского акима больше волнует, чтобы проезд в
автобусах и трамваях не дорожал. Чтобы закупалась
новая техника, соответствующая европейским
стандартам и не загрязняющая атмосферу нашего
города. А вводить кассовые аппараты или нанимать
кондукторов - это частное дело владельцев автобусных
парков. Лоббирования моими подчиненными интересов
какой-то там частной фирмы, навязывания ее
продукции я не допущу. Возможно, они просто
прикрывают свои дела подписанным мной
постановлением. Я немедленно во всем разберусь и
сразу же вам перезвоню.
Геннадий БЕНДИЦКИЙ, Алматы
Обсуждение
здесь.
|
|
|
|
|
|