04.01.08, Иван
Захаров
Представьте себе,
я помню очереди на
остановках
автобусов. Люди
добровольно, без
всяких турникетов и
окриков,
интеллигентно
выстраивались в
цепочку и ждали
муниципальный
транспорт.
Вроде мелочь, а
было приятно. И
где-то даже
патриотично: встаешь
за спиной
соотечественника и
чувствуешь в душе
некий подъем - вот,
мол, и мы не только
лаптем щи хлебать
умеем.
Правда, случалось
это в прошлом веке,
в прошлой Москве и…
в прошлой жизни.
Минувшим летом я
побывал в российской
столице и убедился,
что от
цивилизованной
традиции не осталось
ничего: очередь на
маршрутку до
Шереметьева вроде бы
пыталась иметь
какие-то очертания,
но когда скрипнули
тормоза и открылась
дверца, все
смешалось, граждане
начали откровенно
"мочить" друг дружку
сумками и локтями.
Посадка заняла много
времени, и победили
в ней сильнейшие.
Теперь
представьте час пик
в Алматы. Ну,
скажем, вдоль
проспекта Абая, где,
как известно,
передвигается
множество студентов.
Утром и вечером на
остановках волнуется
плотная телесная
масса, готовясь к
неизбежному штурму.
А теперь
воссоедините эту
картину с
нововведением
городских властей.
Повышение стоимости
проезда покажется
милым пустячком в
сравнении с ним.
Итак: подъезжает
троллейбус. Жаждущие
стремятся скорее
ввинтиться внутрь
оного. Ан нет -
теперь вход-выход
исключительно через
переднюю дверь,
сквозь особую
загородку,
валидатором
именуемую. Бросаешь
денежку в мудреный
железный ящик
капиталистического
образца, получаешь
сдачу (бумажная
купюра должна быть
номиналом не выше
500 тенге) и только
после этого можешь
попасть в заповедный
салон. Хорошо
молодым,
сообразительным и
шустрым. А пожилым и
тучным? А бабушкам с
дедушками? А зимой,
когда коэффициент
поворотливости
крайне низок?
Говорят, это для
нашего же блага.
Троллейбусы обещают
пустить с интервалом
в три-четыре минуты.
Догадываюсь, что мы,
таким образом,
автоматически
попадаем в
цивилизацию.
Но меня терзают
смутные сомнения. В
частности, по словам
специалистов,
троллейбусная база
абсолютно не готова
к работе по-новому:
ни сеть, ни
подстанция не
выдержат такой
нагрузки, поскольку
просто не рассчитаны
на нее, будучи
построены в далекие
советские времена.
Можно, конечно,
на дряхлый домишко
поставить
спутниковую тарелку,
но прочнее и
комфортнее он от
этого не станет. И,
кроме того, не готов
наш социум к такому
резкому шагу.
Когда-то проезд в
общественном
транспорте
оплачивался в
расчете на то, что
"совесть - лучший
контролер": стояли
примитивнейшие кассы
с мотками билетов.
Бросаешь пять
копеек, откручиваешь
билет. Позже
появились компостеры
для абонементов.
"Зайцев" отлавливали
контролеры. Теперь
мы будем бороться с
коррупцией в рядах
кондукторов и ездить
по-новому,
по-западному.
Правда, на Западе не
бывает такой толпы
на остановках, но
это уже неважно.
… В битве под
Фермопилами триста
воинов-спартанцев во
главе с царем
Леонидом вызвались
прикрыть отступление
греческого
ополчения, о чем
впоследствии был
снят фильм. Узенькое
ущелье, в которое
мог протиснуться
один человек, да и
то боком, помогло
спартанцам
продержаться два
дня.
Сколько
продержится наш
пассажир,
неизвестно.
|