|
Алматинцы привыкли к валидаторам
В январе этого года в южной столице была введена
новая электронная система оплаты проезда. Насколько гармонично она
вписалась в повседневную жизнь алматинцев, рассказал директор КГП "Алматыэлектротранс"
Талгат АБДРАХМАНОВ |
Как распознать лжекондуктора
– Практика показала, что мы выбрали правильное решение, внедрив новую
электронную систему оплаты проезда. Нам, предприятию-перевозчику,
она обеспечила прозрачность сбора доходов, да и жители города
постепенно привыкают к цивилизованным методам обслуживания. Иногда
пассажиры даже сообщают нам о появившемся в салоне лжекондукторе, за
что мы им очень признательны. Известно, что до внедрения валидаторов
пассажиров обслуживали кондукторы. С появлением электронной системы
необходимость в них отпала. Надо признать, что раньше мы получали в
свой адрес шквал жалоб от пассажиров. Людей возмущал низкий уровень
обслуживания. Сейчас таких жалоб нет. Тем не менее время от времени
на отдельных маршрутах еще можно встретить лжекондукторов. Мы
стараемся пресекать их действия.
– Как распознать обманщика?
– Это человек, требующий с вас оплату проезда наличными. Как
правило, лжекондуктор подсаживается на маршрут на одной из
остановок, осматривается – нет ли в салоне контролера,
целенаправленно выводит из строя валидатор и приступает к сбору
денег. А наши доверчивые пассажиры верят этим нечистоплотным людям.
Тогда и возникает у них вопрос, зачем вообще нужны валидаторы, если
они не работают. Поэтому, когда пассажиры сообщают нам о подобных
нарушениях, мы оперативно реагируем. Кстати, в этом плане тесно
сотрудничаем с органами внутренних дел. Пользуясь случаем, хотел бы
обратиться к нашим пассажирам. Если вы столкнулись с лжекондуктором,
позвоните нам по контактным телефонам: центральная диспетчерская –
375-14-00 и 375-18-89. Мы примем оперативные меры.
– В прошлой нашей беседе вы рассказывали о пойманных
подростках-лжекондукторах. Вам известно, как разрешилась их судьба?
– Поскольку основной ущерб был нанесен южнокорейской фирме "EB-КАZ",
чье электронное оборудование установлено на наших маршрутах, то
простить хулиганов или наказать их, решалось именно там. Родные и
близкие задержанных обязались выплатить фирме всю сумму за поломку
валидаторов. Представители компании пошли им навстречу, не стали
ломать судьбы молодым людям. Все разрешилось мирно, но урок
мальчишки получили хороший.
Валидатор не подружился с купюрой
– В чем причина блокировки приемника купюр в валидаторе?
– Это опять-таки связано с лжекондукторами. Они приклеивали к купюре
полуметровый скотч и несколько раз вставляли ее в приемник, зная,
что, когда купюра попадает в блок, валидатор дает команду разменнику
выдать сдачу. Таким образом, лжекондукторы забирали деньги с
разменной кассы, в результате чего мы недополучили доход от
перевозок пассажиров. Были случаи, когда в модуль для приема купюр
люди по ошибке опускали монеты, чего делать ни в коем случае нельзя
– валидатор выходит из строя. В таком случае все пассажиры с уже
имеющимися билетами обязаны пересесть в следующий трамвай или
троллейбус, что создает лишние хлопоты в дороге. Кроме того, мы
провели анализ и выяснили, что людей, расплачивающихся купюрой 200
тенге, оказалось всего около двух процентов от общего количества
пассажиров. Сегодня можно воспользоваться тремя формами оплаты:
проездными билетами, смарт-картами и монетами. Надо отметить, что мы
не ставили цель кого-то ущемить. Это вынужденная мера.
– Какую из этих трех форм оплаты предпочитают алматинцы?
– К сожалению, на данный момент большинство пассажиров пользуются
наличными монетами. Смарт-карта остается невостребованной. На мой
взгляд, основная проблема здесь заключается в ограниченности ее
услуг. Воспользоваться карточкой можно только в троллейбусе и
трамвае. Думаю, когда автобусные парки тоже перейдут на электронную
систему оплаты проезда, тогда смарт-карты станут популярными.
Решить транспортную проблему помогут гастарбайтеры
– Талгат Абдукаримович, часто читатели "Вечерки" обращаются в
редакцию с жалобами на то, что в вечернее время троллейбусы и
трамваи рано заканчивают работу. С чем это связано?
– Да, проблема есть и заключается она в нехватке водителей. Введение
валидаторов не всем пришлось по душе, в том числе и водителям,
привыкшим работать с наличными деньгами. У нас произошел большой
отток водителей, многие из которых перешли работать в автобусные
парки. Но мы не сдаемся. Для начала подняли заработную плату,
открыли обучающие курсы, ввели систему премиальных поощрений. Кроме
того, мы привлекаем водительский состав из стран ближнего зарубежья,
в частности, из Узбекистана и Кыргызстана. Опыт Москвы, Новосибирска
и других российских мегаполисов показывает, что это хороший шаг. Там
давно прибегнули к подобной мере – гастарбайтеров набирают целыми
группами, создают для них приемлемые условия работы. Как только мы
решим проблему с кадрами, сразу же увеличим временные сроки
маршрутов, откроем вторые смены. Благо есть пассажиры.
– Как часто ломаются валидаторы и насколько быстро устраняется
поломка?
– На всех конечных станциях у нас работают специалисты по ремонту и
профилактике валидаторов. По оперативным заявкам они выезжают на
маршрут.
– Что бы вы пожелали своим пассажирам в добрый путь?
– Конечно же, хорошего
настроения, здоровья и удачных поездок. Вы знаете, отрадно, что
алматинцы не утрачивают интерес ко всему новому. Одним из
запоминающихся событий текущего года в памяти горожан останется
введение валидаторов. Надеюсь, скоро все сложности в освоении этого
новшества мы будем вспоминать с легкой иронией. Хотел бы
акцентировать внимание на некоторых наиболее важных моментах и
напомнить, что смарт-карту нужно прикладывать к валидатору всего
один раз, потому что аппарат выдает билет на каждое касание ею.
Пассажирам, имеющим льготы, целесообразнее пользоваться льготными
карточками или всегда иметь при себе 20 тенге номиналом от 5 до 20.
Следует помнить, что если вы опустили в бункер монету достоинством
50 или 100 тенге, то валидатор выдаст вам полный билет. В случае
неправильных действий пассажирам не стоит обвинять электронику, она
выполняет только те функции, на которые запрограммирована.
Фото Мэлса ЕТЕКБАЕВА
ВНИМАНИЕ!
Если у вас остались вопросы по поводу работы валидаторов, звоните к
нам в редакцию по телефону 279-74-41.
КСТАТИ
Тому, как алматинцы испытывали валидаторы, диву давались корейские
партнеры. При вскрытии бункеров валидаторов попадались значки,
жевательные резинки, обрывки всевозможных фантиков, упаковок и
картона, монеты советских времен, окурки сигарет. Призываем всех
жителей нашего города, пользующихся услугами электротранспорта: не
бросайте в бункеры валидаторов ничего, кроме казахстанских монет.
Согласитесь, когда валидатор ломается, в первую очередь страдают
сами пассажиры, электроника ведет себя непредсказуемо – заглатывает
монеты, не выдает билет.
"ВЕЧЕРКА" ONLINE
На сайте нашей газеты читатели до сих пор оставляют свои отклики о
валидаторах. Некоторые из комментариев мы решили опубликовать
Второй
Валидаторы – это хорошо, поддерживаю, сколько ездил – всегда
работало. Но увеличьте количество троллейбусов на линии. Ждать 20
минут на остановке – это очень много, особенно утром и вечером.
Роза
Все было бы хорошо, если бы у этих мальчиков и девочек отбить охоту
подсаживаться в троллейбусы и трамваи, выдавать себя за
несуществующих кондукторов и собирать деньги в обход кассы. Я тоже
за валидаторы, хоть немножко мы приблизимся к цивилизации.
Марлен
Народ, я думаю, уже пора стать цивилизованными. На дворе 21-й век,
дикие совковые времена давно прошли. Мы живем в развитом Казахстане,
а не в каком-то Пакистане или Афганистане, где люди прыгают на крышу
автобуса. Валидаторы сделаны для удобства пассажиров, и надо
привыкать к новшеству. Мы должны очень быстро перенимать опыт
европейских государств, менять менталитет надо.
Роза
Раньше люди в транспорте были намного строже всякого контролера.
Если молча зайти в автобус или троллейбус и не сказать: "Проездной",
то пассажиры могли коситься на тебя или даже упрекнуть, назвать
бессовестным и т.д. А сейчас людям все равно – проходят мимо
валидатора и нагло едут одну-две остановки, а еще требуют, чтобы
убрали новшество. Пусть оставят валидаторы, люди хоть более
цивильными станут! ВАЛИДАТОРЫ ДОЛЖНЫ ОСТАВИТЬ И ВНЕДРИТЬ И В
АВТОБУСЫ. А говорить про забитость автобусов и невозможность
установки там валидаторов глупо, потому что вполне возможно
установить четкий график и увеличить количество подвижного состава.
Евгения
Мне нравится новый вид оплаты, но я столкнулась с проблемой. В
троллейбусе № 7 бросаю в валидатор деньги – 40 тенге мелочью
(10+10+10+5+5). На табло высвечивается, что я оплатила 35 тенге.
Тогда я еще 5 тенге бросила, но аппарат мне не выдал ни денег, ни
билета. Мне пришлось заплатить еще раз. В итоге я оплатила 85 тенге.
Что делать? Ведь никому не докажешь, что я оплатила. Есть еще
неудобство. Если бы можно было пополнять карточки на остановках... Я
до сих не поняла, где их заполняют... Желаю успехов в
усовершенствовании электронной системы оплаты в транспорте! :)
Passenger
Уважаемая редакция! Махинации с валидаторами продолжаются в
троллейбусах. Особенно в выходные. Валидаторы часто "ломаются", и
возле них сидит человек, который собирает деньги за проезд и не
выдает никаких билетов. При этом у них хватает наглости ходить по
салону и собирать деньги, как раньше. Правда, там сидел некий
контролер и что-то писал в своем журнальчике. Но факт остался фактом
– деньги брали и клали в карман, а билеты не выдавали. Когда же это
прекратится? А еще объявления повесили, что ни водитель, ни
кондуктор не имеют права иметь дело с наличными. |
|
|
|