Будем справедливыми: днем,
когда общественный транспорт ходит полупустым, оплата
проезда по новой системе особых проблем не создает.
Другое дело — вечерние и
утренние часы пик. На надрывные призывы кондуктора
входить только в переднюю дверь внимание мало кто
обращает. Как и на просьбы передавать ему деньги. В
переполненном троллейбусе ни то ни другое делать особо
не хочется. Вот и приходится кондукторам работать по
двое — один учит обращаться с техникой, другой
отлавливает на выходе «зайцев», принимая оплату в обход
электронных касс.
Проблемы пассажиров тоже,
конечно, финансового плана. Первая — из-за того, что
аппараты настроены на обычный, нельготный, тариф — 40
тенге — и сдачу с «полтинников» и «стольников» выдает
соответствующую. Возмущенным льготникам нужно звать
кондуктора, чтобы тот с помощью своей специальной
карточки добился от валидатора недостающей сдачи.
Вторая накладка — из-за
крупных купюр. Валидаторы принимают только 200 тенге.
При попытке расплатиться купюрой в 500 тенге кондуктор
глянул на меня, как на врага прогресса, и опять же с
помощью своей карточки начал выбивать из аппарата 25
штук 20-тенговых монеток.
И еще. Проблема не столько
значительная, сколько вызывающая недоумение.
Оказывается, расплатиться за проезд монетами в 1 и 2
тенге невозможно — валидаторы эту мелочь за деньги не
считают.
Конечно, пластиковые
пассажирские карточки (трех видов и предусматривающие
все существующие тарифы) уже есть в продаже. Только вот
обзаводиться ими алматинцы пока не спешат. Причем
приобрести их можно, не выходя из транспорта, за 400
тенге (сама карточка стоит 200 и 200 тенге — на счете).
Парень, у которого я такую карточку приобрел, сказал,
что пополнить счет можно без проблем в любом магазинчике
«Евросети».
Однако в ближайшем таком
салоне мне посоветовали из-за непонятного «сбоя в базе»…
прогуляться пару кварталов до следующего.
Минусы:
-
проблема сдачи для
льготников;
-
проблема сдачи с
бумажной купюры номиналом выше 200 тенге;
-
не принимаются монеты
достоинством 1 и 2 тенге;
-
в часы пик новая
система оплаты заставляет многих горожан вспомнить
нецензурную речь.
Плюсы:
-
возвращение «зайцев» —
проехать бесплатно стало не в пример легче;
-
перспектива увеличения
рабочих мест — в часы пик кондукторов нужно как
минимум двое;
-
алиби для начальника
или супруги — на билете автоматически пробивается
время оплаты, это доказывает, что опоздавший в тот
момент действительно ехал в трамвае или троллейбусе.
|