Главная Маршруты Техника Фотографии Статьи Сведения Будущее Общение Контакт Ссылки

 

Алматинский Троллейбус. Статьи


 

Вези меня, извозчик…

 

Общественный транспорт по-настоящему любят лишь единицы. Остальные - их большинство - его просто терпят. Видимо, водители многочисленных автобусов, троллейбусов и трамваев инстинктивно чувствуют эту нелюбовь и отвечают своим пассажирам тем же. Так что на гневное замечание: «Не дрова везешь», в самом лучшем случае посоветуют поменяться с ними местами. Описывать худшие варианты диалога не позволяет цензура и воспитание. Но, наверное, где-то в самой глубине души мы понимаем свою зависимость друг от друга. Ведь как-то мы еще сосуществуем?! Наш корреспондент решил узнать последние новости из жизни пассажирского транспорта и проникнуть в тонкости его работы. Возможно, тогда мы станем ближе друг к другу…

Не только тролли ездят в троллейбусах
Сегодня просторы Алматы рассекают 2947 автобусов, 202 троллейбуса и 62 трамвая. Поскольку в мировой практике развитию электротранспорта отводится особое место в связи с его экологичностью, то совершенно неудивительно, что руководство Алматы именно ему отдает предпочтение. Подсчитано, что для обеспечения ритмичности работы троллейбусов на действующих линиях и поддержания нормального технического уровня необходимо в течение ближайших пяти лет ежегодно приобретать не менее 50 единиц новых троллейбусов. Они необходимы для планового обновления подвижного состава и восстановления инвентаря, что уж скрывать, весьма сократившегося в последние десятилетия.

Как заверили нас в Департаменте пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Алматы, сегодня появляются все более новые современные технологии в области модернизации системы электроснабжения. Что особо приятно, мы обладаем всеми возможностями применения этих технологий в строительстве трамвайных путей, тяговых подстанций и других составных частей в системе электроснабжения. Есть надежда, что их применение позволит Алматы по уровню транспортного обслуживания горожан встать в один ряд с ведущими европейскими городами, где существует городской электрический транспорт, и ни в чем им не уступать.

Кроме этого радует еще один немаловажный факт - с 2001 года в Казахстане ведется серийный выпуск троллейбусов. За это время было выпущено 116 троллейбусов, из них 24 служат астанчанам, остальные - радуют алматинцев.

Зайчики в трамвайчике
Но, как известно, к экологичному виду транспорта относятся еще и трамваи. Сегодня в Алматы действует два их маршрута. Надо отдать должное - если трамваям не мешают автовладельцы, - они ходят точно как часы. В любое время года, кроме зимы. Дело в том, что в холода особенно чувствуется, что реконструкция контактных, кабельных сетей и трамвайных путей не производилась с середины 1980-х годов. Причина прозаична - отсутствие финансовых средств. И трамваи, как бы подтверждая, что передвигаются на последнем издыхании, порой отказываются вообще трогаться с места. Ведь в Алматы большинство тяговых подстанций и кабельных сетей были введены еще в начале 1970-х годов. Не удивительно, что сегодня они практически выработали свой ресурс. Кстати, установлено, что долгое время капитально не ремонтируемые и до предела изношенные трамвайные пути вызывают шум и вибрацию, превышающие допустимые нормы. В результате снижается комфортабельность поездки пассажиров, значительно сокращается срок службы путей и трамваев.

Но не стоит думать, что руководство КГП «Алматыэлектротранс» обо всем этом не догадывается. Напротив, все эти данные ими и предоставлены: здесь принимаются все меры по устранению такой ситуации. Хотя, конечно, нельзя не признать тот факт, что троллейбусам нынче уделяется значительно больше внимания. Но есть надежда, что и о трамваях не забудут. Алматинцам обещают, что применение современных технологий обеспечит бесшумность и плавность хода подвижного состава, значительно увеличит ресурс путей и трамваев, а также, что немаловажно, создаст комфорт перевозки пассажиров.

Когда езда на автобусе превращается в полет…
Совершая такую поездку, ты начинаешь смутно догадываться, что она может стать и последней. Ситуацию зачастую осложняет неимоверная скученность пассажиров. Особенно забавно, когда ты стоишь на одной ноге, подпихиваемый своими соседями со всех сторон, и твой блуждающий взгляд натыкается на внешне неприметную табличку: посадочных мест - 28, общее возможное число пассажиров - 43. Ты ухмыляешься в душе таким цифрам и продолжаешь выживать в поездке дальше.

Но водителей, которые набивают свои автобусы до отказа и лихачат, совершая немыслимые объезды, развороты и повороты, тоже можно понять. Сегодня у нас практически нет государственных автопарков. А частным, наверное, законы не писаны. Многим водителям выставляются такие планы, которые даже при всем желании выполнить очень сложно. Правда, кое-где еще пытаются соблюдать традиции прошлого.

- Наши водители приходят «на все готовое», - рассказывает Жоламан Дуйсенов, исполнительный директор ТОО «Автобусный парк №4». - Ремонт автобусов, заправка, технические проверки - все берет на себя предприятие. Водителям надо лишь возить пассажиров и не нарушать правил дорожного движения. Безусловно, какими бы «райскими» условия у нас не были, ежедневный план водителям необходимо выполнять. Но ту норму выручки, которую они нам сдают, нельзя назвать непосильной. У нас проводятся так называемые «контрольные выезды», когда специальная комиссия ездит по городу целый день, а потом подсчитывает, сколько водитель может принести выручки…

Конечно, не во всех автопарках водителям живется так хорошо. Нередки случаи, когда на их плечах лежит все: и ремонт машин, и заправка, да еще и ежедневную выручку надо привозить в таких размерах, что водителям просто приходится нарушать все мыслимые и немыслимые нормы и правила.

Но как бы мы ни старались войти в то положение, в котором находятся многие водители автобусов, рефлекторное чувство самосохранения все же сильнее. Вот и пишем мы жалобу за жалобой в соответственные инстанции. Или в департамент, или в сам автопарк, где работает нарушитель. Каждая из таких претензий тщательно разбирается - или внутри предприятия, или этим занимается Управление дорожной полиции. Конечно, последняя организация с нарушителями не церемонится, но и руководству автопарков невыгодно работать с непрофессионалами. По словам Жасталека Темирбекова, директора Коммунального государственного предприятия пассажирских перевозок, с таких водителей спрос особый. Кого-то лишают премии, другим урезают зарплату, а третьих вообще понижают, например, до технического персонала без последующего восстановления в должности. Для водителей - это самая страшная мера наказания.

Впрочем, руководители ответственных ведомств говорят не только о проблемах пассажирских автобусных перевозок. Есть здесь и свои успехи.

По данным Департамента пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Алматы, наряду с выпуском отечественных троллейбусов вовсю идет работа по организации серийного производства низкопольных автобусов большой вместимости с двигателем Евро-2. Как нам пообещали, вопрос качества стоит у производителей на первом месте. Особенно серьезное внимание уделяется комплектующим деталям. А в конструкциях применяются самые современные технологии, как то: компоненты из пластика, клейка обшивки кузова и стекол.

Как многие алматинцы, наверное, заметили, руководство города старается отходить от маленьких маршрутных такси. Сегодня их на дорогах южной столицы почти и не встретишь.

- Такие меры принимаются согласно определенным мероприятиям, принятым Департаментом пассажирского транспорта и автомобильных дорог Алматы, - объясняет Ж. Темирбеков. - Мероприятия предусматривают рационализацию маршрутной сети городского пассажирского автотранспорта, включающую в себя сокращение численности малогабаритного подвижного состава, упразднение нерентабельных и дублирующих друг друга маршрутов, организацию более укрупненных маршрутов и изменение их нумерации. Реализация этих мероприятий началась еще в 2005 году, в нынешнем она продолжится. Все зависит от меры поступления автобусов большой вместимости.

Хотим предупредить - из 186-ти существующих автобусных маршрутов 37 будут упразднены. Остальные - либо объединены, либо переименованы. Так что готовьтесь к переменам, от которых, будем надеяться, отношения между водителями и пассажирами станут по меньшей мере добрыми, при лучшем раскладе - перерастут в дружбу - крепкую и долгую.

Автор: Нина ЯКУБОВА

 

 


 

Авторы Максим Гольбрайхт, Константин Гладышев, Амир Нургалиев, Ааре Оландер. Использование материалов сайта без письменного разрешения запрещено!

Используются технологии uCoz