Главная Маршруты Техника Фотографии Статьи Сведения Будущее Общение Контакт Ссылки

 

Алматинский Троллейбус. Статьи


 

Тучи над городом встали?

19.11.03 Сергей Волков , специально для Gazeta.kz

 

Сегодня все успокоились. Сегодня в республике все признают существование двух столиц. Астаны и Алматы. Первая растет и благоустраивается. Вторая растет и на глазах приобретает провинциальный "лоск".

Почему у Алматы пропадает один лоск и появляется другой? Почему количество денег в этом мегаполисе никак не влияет на качество жизни большинства алматинцев? Почему у разнообразных властей разнообразных уровней никак не дойдут руки до того, чтобы вернуть ему звание "города - сада"?

Сколько людей, столько и мнений. Прислушаемся только к двум из них…

Первое мнение: "Нам (алматинцам) не хватает своего Лужкова. Чтобы и себя не забывал, и город развивал".

Почти согласен с этой точкой зрения. Особенно в той ее части, что южной столице явно не хватает харизматического лидера и отличного хозяйственника в одном лице. Во многом, из-за этого мы имеем то, что имеем. А именно, активно строящийся город, который становится все более неудобным для проживания в нем.

Причем речь здесь идет не о пролетарском гневе по поводу ночных клубов, казино и т.д., размножающихся в Алматы, как мухи. Кстати, это свидетельствует о росте доходов у сравнительно большого числа жителей города, так как вы сами понимаете, что без денег (и приличных денег) в эти заведения не ходят. Я говорю о другом, а именно о том, что:

· общественный транспорт уже не справляется с пассажиропотоком.

Правда "в светлом будущем" алматинцам обещают и монорельсовый трамвай, и метрополитен, и вообще интенсивное развитие электротранспорта и т.д. и т.п.;

но это "в светлом", - вроде как коммунизм в 1980 году, или, как квартира каждой семье в 2000 году;

· большинство дорог города не отвечает минимальным требованиям безопасности для автомобилистов;

Потому что кто-то якобы не выделяет средств в городской бюджет на их ремонт; и это в мегаполисе на транспортные артерии которого приходится пятая часть всех автомобильных перевозок республики!

Тут, правда, возникает сразу два вопроса.

Первый - кто это такой нехороший? Если депутаты парламента РК, - то, рассматривая проект госбюджета, они должны помнить, что на следующий год грядут выборы в Мажилис - и кто же в таком случае пойдет за них голосовать? А, если, правительство, то чего же это оно так осерчало на южную столицу? Или не может забыть, что его отсюда выселили?

Второй - а вдруг необходимые средства выделят? Сумеют ли тогда в Алматы так организовать работу, чтобы освоить эти средства, откуда найдут необходимую технику и т.д. и т.п.

Пока с освоением денег, выделенных на общественные нужды, в южной столице - туго.

Но закончим список алматинских неудобств…

· общественный порядок правоохранительными органами поддерживается, прямо надо сказать, не на должном уровне; Хотя условия для их работы, созданы намного более комфортные, чем в других регионах страны.

· львиная доля улиц и дворов мегаполиса, по своей неблагоустроенности и загаженности, совсем скоро будет напоминать какой-либо уездный городок XIX века.

вот такой список…

И никто тут не вспомнит, что, к примеру, имеются, утвержденные решением Алматинского городского маслихата XXI сессии I созыва от 18 сентября 1998 года "Правила благоустройства, санитарной очистки, уборки территорий г. Алматы", которыми строго расписаны обязанности всех органов и служб по санитарному содержанию территорий населенных мест. Если бы еще узнать кого, когда и за что наказали, в соответствии с положениями этого решения.

Также стыдно даже напоминать городским властям об Указе Президента страны от 10 февраля 2003 года № 1019 "Государственная программа развития города Алматы на 2003-2010 годы". Целью которой определено, цитирую: "Формирование нового облика города в соответствии с его особым статусом, т.е. города республиканского значения, и закрепление его позиций в качестве финансового, культурного и туристского центра республики".

Интересно, что же будут думать о республике в целом и каждом регионе в отдельности, туристы, побывавшие только в этом туристском центре республики? Тем более что средства на реализацию программы предусмотрены вроде бы немалые - 711 млрд. тенге на 2003-2010 годы. В том числе, 230 млрд. тенге - на 2003-2005 годы.

Хотелось бы, правда, узнать, - как же они будут осваиваться?..

А ведь имеются еще и проблемы сейсмоустойчивости зданий и наличия угрозы схода горных селевых потоков. По самым скромным оценкам специалистов землетрясение в 9 баллов может выдержать только половина зданий города.

А жилой фонд города, между прочим, превышает 21 млн кв. метров общей площади жилья, из которых 16 млн.кв. метров приходится на многоквартирные жилые дома, в которых находится 300 тыс. квартир.

Более того, около тысячи жилых домов общей площадью полмиллиона кв. метров, в которых проживает 50 тыс. человек уже сегодня находятся в аварийном состоянии (каркасно-камышитовые, деревянные и саманные). Срок службы этих зданий превысил 50 лет.

И это, не считая самовольно возведенных жилых строений в водоохранных зонах рек, подвергающихся периодическому затоплению, к счастью пока не селевыми, а только паводковыми и дождевыми водами. То есть работы непочатый край - надо укреплять старые здания, новые проверять, поэтапно сносить особо сейсмопасный жилой фонд и т.д. и т.п.

Но есть ли желание и воля делать это широкомасштабно у городских властей? Кстати, когда недавно проходили выборы в городской маслихат - кто из кандидатов всерьез поднимал эти проблемы? Не жаловался на черный пиар, не громогласно плакался по поводу якобы имеющихся подтасовок голосов на избирательных участках, - а обоснованно говорил о нуждах города и предлагал реальные пути их решения?

А экология? Алматы, к сожалению, остается в числе наиболее экологически неблагоприятных городов республики.

Загрязнение воздушного бассейна, в условиях слабой естественной вентиляции и большого количества транспортных и стационарных источников выбросов вредных веществ, остается главным фактором негативного воздействия на состояние природной среды.

Но ведь есть, например, удачный европейский опыт по запрету использования не соответствующих экологическим требованиям низкооктановых, с высоким содержанием тетраэтилсвинца, сортов бензина, благодаря чему воздух в этих странах таков, что им можно даже дышать.

И где же наши алматинские депутаты, где исполнительная власть, кто может сказать горожанам, что принята и действует программа по реальному ежегодному снижению выброса в атмосферу загрязняющих веществ, количество которых в год достигает 180 тыс. тонн, а из общего количества - 80 процентов составляют выбросы производимые более чем 200 тыс. городских автомобилей, и это без учета выбросов от 50 тыс. единиц иногороднего транспорта? А если - с учетом - то получается почти по полкилограмма на каждую живую душу в сутки. И какие практические меры в такой программе намечены, и как они выполняются?

К сожалению, ничего не слышно и о работе КСК. Как они работают, кому подчиняются? Несмотря на то, что все понимают: кооперативы эти уверенно ведут дела к тому, чтобы, если не в эту зиму, то уж в следующую, точно, - большинство алматинцев постигнут серьезные жилищно-коммунальные проблемы.

Второе мнение: "Понаехало в город столько народу, что не продохнуть!".

Действительно, "продохнуть" в Алматы нынче трудно. Но это - последствия социально-экономического положения в стране. Человек ведь всегда ищет там, где теплей и сытней. Другое дело, что муниципальные власти на этот процесс практически никак не реагируют. Из-за чего он приобрел все свойства "снежного кома".

А как еще можно назвать это явление, когда даже в центральной части южной столицы улицы и проспекты зачастую не убраны, и ходить по которым после 20.00 бывает просто опасно - слишком уж много встречается подвыпившей и обкуренной молодежи. И не только.

Мало того, городские власти всегда смело разрешают, или просто не замечают многочисленные шоу-мероприятия, на которые собираются тысячи человек. В результате жители старой части Алматы просто проклинают наличие в календаре уик-эндов. Потому что все заканчивается грохотом якобы музыки, разбитых бутылок и лиц, полуночных фейерверков, и одурманенного веселья юнцов до самого утра.

И никто, кстати, не знает: как это согласуется с положениями Кодекса Республики Казахстан "Об административных правонарушениях"? В частности его статей 333 - "Нарушение тишины". Или статьей 336 - "Распитие спиртных напитков или появление в общественных местах в пьяном виде". Или статьей 337 - "Появление несовершеннолетних в пьяном виде в общественных местах".

А ведь в них конкретно сформулировано, например, запрещение нарушения тишины в ночное время - с 23 до 6 часов утра. И исключений ни для кого не сделано. Даже для властей города Алматы. А кто из них, дававших разрешение, или не обеспечивших соблюдение тишины в указанное время, понес наказание? Вы слышали? Или, может быть, услышим от вновь избранных депутатов в маслихат?

Тут Алматы давно уже обогнал "самый беспредельный и неорганизованный город мира" - Нью-Йорк. Там-то как это ни странно, законы, в том числе и по соблюдению общественного порядка блюдут строго.

Можно продолжать и дальше говорить о том, что годы реформ в нашей стране, с одной стороны резко снизили общий уровень культуры, а с другой - воспитали молодое поколение казахстанцев в строгом соответствии с культами "общества потребления".

А можно на эту тему и не говорить. Потому как, и так понятно, что любое общество на первом этапе постреволюции, по определению, не может быть лицеприятным.

Но, ссылаясь на объективные закономерности, а также на нехватку денег, любая муниципальная власть предстает перед публикой сонмом слабовольных людей.

Которые, рыдая над проявлениями бескультурья и общественного нигилизма в городе, ничего не делают и даже не предлагают, дабы изменить ситуацию. Мол, пусть оно все течет, как течет, - авось, пронесет.

Не сомневаюсь, что при таком подходе, - пронесет. Обязательно пронесет. И очень сильно…
 

 


 

Авторы Максим Гольбрайхт, Константин Гладышев, Амир Нургалиев, Ааре Оландер. Использование материалов сайта без письменного разрешения запрещено!

 
Используются технологии uCoz