Главная Маршруты Техника Фотографии Статьи Сведения Будущее Общение Контакт Ссылки

 

Алматинский Троллейбус. Статьи


 

Слежка со спутника!

 
За работой алматинского общественного транспорта будут вести наблюдение через космос

 

В минувшую субботу на "прямую линию" в "Вечерку" пришли заместитель директора КГП "Пассажирские перевозки" Марат КАШКИНБАЕВ и главные специалисты этой организации Серик КОБЖАСАРОВ и Бахыт ЕСБАЕВ. Они подробно ответили на вопросы алматинцев, касающиеся работы городского общественного транспорта

Виктор Васильевич, ветеран труда: У меня к вам масса вопросов. Во-первых, обладаю ли я правом ветерана пользоваться общественным транспортом бесплатно? Во-вторых, хочу спросить о самостоятельном переоборудовании салона. Кто разрешает сокращать количество сидячих мест? Из сорока остается только двадцать. Допустимо ли это и как в таком случае водители проходят техосмотр? В-третьих, на каком основании водители меняют маршрут? Почему я, оплатив проезд, должен от проспекта Абылай-хана идти до улицы Фурманова пешком?

Марат Кашкинбаев: Спасибо за вопросы. Действительно вы затронули очень серьезные моменты. Чувствуется, что вы часто пользуетесь услугами пассажирского автотранспорта.
Что касается первого вопроса, то вы не можете ездить бесплатно – существует специальное пособие, которое называют "дорожным". Оно предназначено для компенсации этих затрат.
Далее, если на маршруте утверждено 24 посадочных места, значит, их должно быть именно столько, а не 18, к примеру.
Что касается самовольного изменения водителями маршрутов, это запрещено. Ведь тем самым они вводят пассажиров в заблуждение.

Сергей Владимирович Андреев: Обращаю ваше внимание на работу 4-го автопарка. Кондукторы не дают билетов, водители маршрута № 29 часто меняют направление движения, курят в салоне.

М.К.: Сейчас мы начали устанавливать валидаторы – специальное оборудование южнокорейской фирмы "ИБИ. КАZ", позволяющее руководителям автопарков и водителям через спутниковую систему GPS отслеживать ситуацию на маршруте. Это будет своего рода диспетчерский центр. Также сейчас заключен договор с этой компанией по установке кассовых аппаратов во всех алматинских автобусах. Данная электронная система платежей предусматривает как безналичную систему оплаты проезда, так и за наличные. При этом аппарат выдаст вам фискальный чек – билет. И никаких кондукторов! Первые кассовые аппараты уже установлены в 50 трамваях и троллейбусах, а также в 20 автобусах. Теперь как только инвесторы подключатся к спутнику, система будет запущена и начнет работать в массовом порядке на всем пассажирском транспорте. Надеюсь, что уже в начале следующего года город полностью перейдет на новую систему обслуживания.
А соблюдение трудовой дисциплины должны контролировать бригадиры маршрутов, мы разберемся по поводу курения в салоне.

Анатолий Васильевич: Я живу ниже автовокзала "Саяхат". Отсюда невозможно уехать. По утрам в направлении города автобусы не собирают пассажиров, просто проезжают мимо. Из района аэропорта автобусы идут переполненные, на последних остановках они практически не останавливаются. Нельзя ли ввести дополнительный маршрут по улице Джангильдина? Сейчас здесь ходят автобусы № 121 и 74, но они не справляются с пассажиропотоком.

М.К.: Действительно, здесь сложная ситуация, и поэтому с недавних пор 121-й маршрут мы укрепили 24 автобусами марки "DAEWOO".

– За это большое спасибо.

– Тем не менее у нас есть проблемы, и их немало. Прежде всего мы работаем для людей и стараемся повышать культуру обслуживания. Но вы посмотрите, что творится по утрам на проспекте Райымбека – непроходимая автомобильная пробка.

– Тогда, может быть, есть возможность пустить дополнительный маршрут по проспекту Суюнбая?

– В таком случае в стороне останется остановка "Дунайская". Если пустим маршрут по Джангильдина, опять же получается, что автобусы будут ходить только в одну сторону. Мы могли бы туда другие маршруты повернуть, но пропускная способность дороги ограничивает наши возможности. В некоторых случаях ширина дорог не позволяет запускать туда автобусы большой габаритности. Есть правила, требования безопасности дорожного движения, которые нам не позволяют делать этого. А вот дополнительно пустить автобусы по 74-му маршруту вполне резонно, мы рассмотрим этот вопрос.

Зауре Асылбекова: Недавно услышала о том, что Алматы испытывает острый дефицит водителей категории "D". Правда ли это и как вы планируете исправлять ситуацию?

Серик Кобжасаров: Совершенно верно. Дело в том, что в 1994 году произошла демонополизация всех восьми существовавших на тот момент автобусных парков. Это были крупные предприятия с отлаженной инфраструктурой, где работали специалисты со стажем минимум пять лет. Там и обучали водителей категории "D". Так вот все эти автопарки перешли в частные руки. Сейчас у них встает вопрос нехватки специалистов, потому что произошел отток водителей, проработавших по 25–30 лет, – они ушли на пенсию. Никто не занимался амортизацией машин. Словом, появились хозяева, превратившие пассажирские перевозки в бизнес. Например, по подсчетам 2005 года, в Алматы было зарегистрировано 56 перевозчиков. Среди них даже такие маленькие компании, которые не имели ни производственной базы, ни собственного подвижного состава. О какой подготовке можно было вести речь в таких условиях…

Жительница микрорайона № 9: Мы живем по улице Саина, наш дом находится между улицами Джандосова и Шаляпина, остановка прямо напротив дома. Почему когда из центра города едут автобусы, все они проходят по улице Берегового – и 91-й, и 63-й, и 414-й, а к нам сюда ни один не доезжает? Сейчас строительство развязок закончено, и мы хотим знать, когда по Саина будет ходить хоть какой-нибудь общественный транспорт.

Бахыт Есбаев: К вашему сведению, хотел бы сказать, что маршрут № 91 с недавних пор упразднен. Его действительно ждать не стоит. Но там же ходят 37-й и 137-й маршруты, которые едут в сторону улицы Момыш-улы, почему вы ими не пользуетесь?

– Потому что они едут по Шаляпина, а нам до Шаляпина очень далеко идти.

– Хорошо, нам понятен ваш вопрос, мы его рассмотрим.

Любовь Александровна Овчарова: Почему у нас по улице Белинского нет ни одного автобуса, чтобы можно было доехать до базара Алматы I? Автобус едет только по улице Тесленко и уходит в "Айнабулак". Раньше ходил 16-й автобус, но почему-то и его не стало.

Б.Е.: Вопрос действительно заслуживает внимания, мы подумаем над ним и примем меры.

Алла Герасимовна, инвалид второй группы: 8 ноября я ехала в автобусе №119 в 10 часов утра. Водитель не открыл мне переднюю дверь.

Б.Е.: Данный маршрут обслуживает ТОО "Алма транс LTD", мы записали номер автобуса, выйдем на руководство, разберемся и обязательно перезвоним вам.

Омаров, алматинец: 2 ноября дочка ехала в автобусе номер 11. Кондуктор взял с нее за проезд 50 тенге.

Б.Е.: Спасибо за вопрос. Мы записали номер машины и маршрута. С этим водителем разберемся. Знаем, какой перевозчик обслуживает, найдем и накажем нарушителя.

Михаил Демидович Васильев, участник войны: Хотел высказаться по поводу грубого обслуживания на транспорте. Думаю, кондуктору не нужно стоять в дверях, когда в салон входят пожилые люди. Обращался по этому поводу в акимат города, но нарушения продолжаются. Очень часто водители трогаются с места рывками, а иногда с открытыми дверями, что создает травмоопасную обстановку.

М.К.: Сейчас все автопарки перешли в частные руки, где не предусмотрена в штате должность кондукторов. Есть водитель, который должен собирать деньги за проезд. Поэтому зачастую он нанимает кондуктора из числа родственников или знакомых. Конечно, мы можем выйти на руководителей автопарков с просьбой навести порядок. То есть, коль уж кондуктор есть, пусть качественно обслуживает пассажиров. Мы этот вопрос поставим перед руководством автопарков. Вы подняли второй вопрос – машина трогается рывками. Здесь необходим ликбез водителей. Кроме того, в автопарках работают инспектора по безопасности дорожного движения. Нужно, чтобы они периодически выезжали на линию и следили за тем, как трогаются машины.
Третий ваш вопрос перекликается со вторым – водители трогаются с места с открытыми дверями. Опять же, контролировать это обязан инспектор по безопасности дорожного движения автопарка и принимать адекватные меры.
Все вопросы мы тщательно рассмотрим.

Житель микрорайона "Карасу": Наш микрорайон, в котором проживают порядка пяти тысяч человек, обслуживает 129-й автобусный маршрут. В основном это микроавтобусы. В час пик утром и вечером они перегружены настолько, что сотрудникам ГАИ впору заинтересоваться безопасностью пассажиров. Будут ли введены на этом маршруте автобусы большей вместимости?

М.К.: Маршрут № 129 обслуживает перевозчик ТОО "TALAPT T". На данный момент он располагает автобусами средней и малой вместимости. Потерпите немного, согласно постановлению акима города о замене микроавтобусов на крупногабаритные машины уже со следующего года перевозчик обязался закупить и выпустить на маршрут автобусы большей вместимости.

Серик Женисбеков: Раньше можно было следить за движением автобусов – существовали конечные остановки и система управления. Почему теперь этого нет? Водители на дороге "играют в догонялки", подвергая опасности остальных участников движения.

С.К.: Вы правы, были автостанции, где водитель мог отдохнуть. В связи с тем что земля, отведенная под конечные остановки, в свое время оказалась выкуплена, акимом города принято решение о выделении земель под диспетчерские пункты и автостанции. Таким образом, для оборудования конечных остановок выделены земли в тринадцати точках Алматы. На трех из них уже началось строительство: в районе барахолки "Арал", РВ-90 и по улице Осипенко, недалеко от вокзала "Алматы I". За время отстоя водитель должен успеть поесть, отдохнуть, а условий нет. Поэтому мы создаем современные комплексы, где будут комната отдыха, санитарный пост, диспетчерский пункт, туалеты, столовая, эстакада для осмотра и мелкого ремонта машин. Также мы объединили мелкие предприятия. Из 56 перевозчиков, работавших в 2005 году, сегодня осталось всего 15. Они имеют в своем подвижном составе от 50 и более машин, стабильную производственную базу, инфраструктуру, специалистов. Убрали мы и дублирующие маршруты, которые появились "благодаря" отдельным предпринимателям и параллельно, например, с маршрутом № 34 по дорогам колесил 534-й. Вместо автобусов малой вместимости пустили на линии большие машины. Таким образом, один автобус южнокорейского производства заменил три "ГАЗели" и успешно справляется с пассажиропотоком, меньше машин на дороге, меньше пробок. Кстати, вот когда ездили дублирующие маршруты, тогда и были "догонялки". То есть два разных перевозчика на одном маршруте обгоняли друг друга в борьбе за пассажиров.

Валерий Тютюнов: По каким критериям выявляется образцовый маршрут, кто проводит мониторинг?

М.К.: Чтобы завоевать статус лучшего, маршрут должен выдержать некоторые условия. Прежде всего это культура обслуживания пассажиров, отсутствие нарушений. У нас есть линейная служба контроля, сотрудники которой определяют качество работы водителей, фиксируют регулярность движения. В этом плане лучшим признан маршрут № 16. Мы распространяем их опыт, подтягиваем других. У нас много хороших маршрутов в городе, например, № 63 и 92. Также мы можем хвалиться подвижным составом. Сегодня в городе практически не осталось старых автобусов, за последние три года произошло их капитальное обновление, что способствует повышению уровня обслуживания.
Надо сказать, что департамент транспорта и коммунальное государственное предприятие "Пассажирские перевозки" проводят большую работу в этом направлении. Из ранее существующих 202 маршрутов осталось 125. В 2005 году мы закупили 569 автобусов большой вместимости. В 2006-м – 522, а в 2007 году – 187.

Ермек Жагипаров: По дорогам Алматы курсируют в основном автобусы корейского производства. Разве по качеству они лучше, чем европейские машины?

М.К.: Они нам подходят по цене и вместимости пассажиров. Если южнокорейские стоят от 60 до 80 тысяч долларов, то европейские – 120 тысяч евро и выше. Да и с запчастями на корейские машины нет дефицита.

Сарсен Ибрагимов: Сколько сегодня в Алматы автобусных маршрутов?

М.К.: 125 маршрутов. Сокращение произошло за счет укрупнения подвижного состава, ликвидации дублирующих маршрутов, влияющих на безопасность пассажирских перевозок. И еще – так сложилось, что за пять лет порядка 10–12 маршрутов оказались забытыми, не востребованными горожанами, их никто не обслуживал, но они числились в наличии. Такие маршруты мы тоже упразднили. Предлагаемые для упразднения маршруты – № 7, 15, 39, 46, 89, 132. Словом, впереди у нас еще много интересной работы под названием "Оптимизация маршрутной сети города Алматы".

Виктория ИЗБИЦКАЯ
Фото Мэлса ЕТЕКБАЕВА
 


 

Авторы Максим Гольбрайхт, Константин Гладышев, Амир Нургалиев, Ааре Оландер. Использование материалов сайта без письменного разрешения запрещено!

Используются технологии uCoz