Главная Маршруты Техника Фотографии Статьи Сведения Будущее Общение Контакт Ссылки

 

Алматинский Троллейбус. Статьи


 

Разгрузить магистрали

 

Алматы является мегаполисом, где проживает около 10 процентов всего населения республики. Подписанный указ Президента Н. Назарбаева «Об изменении границ города Алматы» свидетельствует о высоком потенциале развития города. Алматы присущи те же проблемы, с которыми сталкиваются все крупные города мира. Но на первом плане стоят вопросы экологической обстановки и транспортного обслуживания. Своими идеями оздоровления экологической обстановки города Алматы охотно поделился с нами начальник отдела безопасности движения «Казгипрожелдортранс» профессор В. ПАРМАЗИН.

— Хотелось бы вспомнить знаменитую фразу «автомобиль не роскошь, а средство передвижения». Ее любил известный герой романа Ильфа и Петрова. Применительно к городу Алматы хочется добавить... и средство загрязнения атмосферы. Количество машин в городе создает впечатление, что они полностью вытеснили людей. А вот насчет средства передвижения уже возникают сомнения — скорость движения транспорта по городу иногда едва доходит до 6—7 км/час, это скорость пешехода. Если прибавить опасность попасть в ДТП, то все преимущества автотранспорта становятся проблематичными. По созданию пробок и заторов город вполне может конкурировать с Москвой, особенно на основных транспортных артериях (проспект Сейфуллина, проспект Достык, улица Толе-би и др.).

— Какие мероприятия, на ваш взгляд, способны кардинально изменить существующее положение?

— У нас в городе электрифицирован железнодорожный участок между ст. Алматы I и ст. Алматы II, который практически не загружен. Между тем его использование может значительно разгрузить автотранспортные магистрали, соединяющие две точки города, где наблюдается наибольшая концентрация городских пассажиров.

— Как это осуществить практически?

— Можно приобрести два электропоезда, для этого лучше всего создать небольшую транспортную компанию в ведении городского акимата или передать эти две электрички в распоряжение городского электрического транспорта. У железнодорожников взять в аренду «нитки» графика поездов между станциями во время наибольшего пика пассажиропотока (утром и вечером). В районе остановки автобусов «Роща Баума» положить рядом с железной дорогой второй путь, для того, чтобы могли «разъехаться» два встречных поезда. Здесь же оборудовать повышенные платформы и подземные переходы под железной дорогой для пассажиров. Длина второго пути определится выбором длины электропоезда, который лучше всего приобрести в России (наши условия эксплуатации, сравнительно недорогие). Электропоезда типа ЭД9ТМ или ЭД4М имеют вагоны на 110 мест (сидений), при необходимости каждый вагон рассчитан на 150 пассажиров. Выпускаются эти электропоезда секциями по четыре, шесть, восемь вагонов, следовательно, одновременно электропоезд может переместить до 1 200 пассажиров. Нетрудно посчитать количество высвобождаемых автобусов, особенно «маршруток», а вместе с этим уменьшение количества вредных выбросов. Электропоезд имеет конструктивную скорость 140 км/ч, что позволяет развивать на пути между станциями Алматы I и Алматы II скорость до 100 км/ч. Необходимо при этом обеспечить сеточное ограждение пути с пересечениями в разных уровнях, то есть выполнить условия наземного метро.

Для удобства пассажиров можно «запускать» электричку не с вокзала Алматы II, а с платформы, оборудованной на пересечении с железной дорогой проспекта Сейфуллина, там же сделать подъезд троллейбуса. При необходимости электричку можно «пропустить» до станции «Бурундай». В выходные и праздничные дни электрички можно использовать для доставки дачников, например, до Чемолгана.

Развивая тему использования электрического (экологически чистого!) транспорта, предлагаю электрифицировать участок железной дороги Алматы I — Боктер для обеспечения надежного и комфортного транспортного сообщения между Алматы и зоной отдыха на Капчагайском водохранилище. По существу, алматинцам отдыхать летом (с возможностью купания) негде, а рядом пустует замечательная зона отдыха. В летний период количество автобусов, курсирующих между Алматы и зоной отдыха на Капчагае, достигает 150—200 в день, не считая огромного количества легковых автомобилей. Надежный транспорт привлечет различные частные туристические организации, начнется благоустройство этой зоны в отличие от сегодняшних убогих вагончиков.

Целесообразно сделать железнодорожное ответвление от станции Боктер непосредственно до зоны отдыха, где организовать троллейбусное сообщение по побережью. Это предложение представляется привлекательным еще и потому, что рядом есть источник электроэнергии — Капчагайская ГЭС. Надежное транспортное сообщение позволит использовать зону отдыха круглый год: зимой лыжные прогулки, подледный лов, летом — купание, рыбалка. Для перевозки пассажиров в зону отдыха рационально использовать те же электропоезда, которые обеспечат внутригородской электротранспорт в рабочие дни недели. Время в пути до зоны отдыха займет менее одного часа, что привлечет не только людей, не имеющих своего транспорта, но и владельцев автомашин. Техническое обслуживание электропоездов может обеспечить локомотивное депо Алматы I, там же организовать место отстоя электропоездов, например, на правах аренды.

— Какие еще решения в области городского электротранспорта можно реализовать в городе?

— Можно также организовать троллейбусное сообщение между центром Алматы и зоной отдыха «Медео», с последующим продолжением троллейбусного сообщения до горнолыжной турбазы «Чимбулак», я об этом часто писал и говорил. Урочище Медео при таком количестве автотранспорта в настоящее время трудно назвать зоной отдыха, в выходные дни загазованность зоны катка ничуть не меньше, чем в городе. Переход на троллейбусное сообщение значительно ослабил бы экологическую нагрузку в этом районе.

Автономная троллейбусная линия должна начинаться от парка им. Панфилова и по проспекту Достык проходить до катка «Медео». До гостиницы «Турист» уже есть троллейбусная линия, остается ее продолжить до катка. Каждый троллейбус вмещает столько пассажиров, сколько вмещают три автобуса. Скорость движения троллейбуса больше, чем автобуса, к тому же безопасность спуска на нем в два раза выше. Для организации движения с интервалом в 15 минут потребуется всего четыре троллейбуса.

Таким образом, реализация хотя бы этих трех проектов способна кардинально изменить к лучшему экологическую ситуацию в городе, решить транспортную проблему и создать возможность для летнего и зимнего отдыха алматинцев и гостей города. Внедрение предложений, по моим расчетам, позволит сократить экологическую нагрузку на город на одну четверть и значительно улучшит работу городского транспорта, сделав его более надежным и комфортным для жителей и гостей города.

Ерлан ЖУМАБАЕВ

 


 

Авторы Максим Гольбрайхт, Константин Гладышев, Амир Нургалиев, Ааре Оландер. Использование материалов сайта без письменного разрешения запрещено!

Используются технологии uCoz