Главная Маршруты Техника Фотографии Статьи Сведения Будущее Общение Контакт Ссылки

 

Алматинский Троллейбус. Статьи


 

Предъявите билетики!

Филипп ПРОКУДИН, Алматы

 

Скандалы с самовольным поднятием тарифов на проезд в городских автобусах, прокатившиеся по всей стране, заставили пристальнее взглянуть на проблему общественного транспорта. Свое расследование сложившейся ситуации мы начали с малого – с билетов.   

Билет в городском пассажирском транспорте – все равно что чек в магазине. Только более значимый. Потому что именно количество выданных билетов позволяет установить, сколько пассажиров за отдельно взятый период перевезли автобусы. А следовательно, правильно рассчитать тариф и количество автобусов, которые должны работать на маршрутах. А также посчитать расходы перевозчика.  

– В начале года некоторые перевозчики Алматы самовольно подняли тариф до 60 тенге за одну поездку, – рассказывает начальник отдела разработки и контроля маршрутной сети департамента пассажирского транспорта и автомобильных дорог Алматы Булат Касенов. – Хотя тариф устанавливается контролирующими органами, после того как перевозчики на основании документов обоснуют размер платы за проезд.  

Но как обосновать якобы непомерные расходы, если подтверждающих документов – единовременных билетиков – кондукторы не выдают? Корреспонденты нашего издания убедились в этом лично, проехавшись в минувшую субботу на автобусах, курсирующих в черте города. Все случаи невыдачи билетов зафиксированы специальными актами.  

На 8 маршрутах из 10, а именно на 35-м, 37-м, 43-м, 65-м, 66-м, 74-м, 94-м, 98-м и на 141-м, билетов не было вообще – в салоне присутствовали только безбилетные кондукторы.  

На наши вопросы о билетах они проникновенно рассказывали, будто билетов в автобусных парках им не выдают и ничего про то, что таковые следует вручать пассажирам, не говорят.  

Правда, в одном из автобусов кондуктор при виде фотоаппарата и бланка акта сразу “вспомнил”, что оставил билеты в кабине водителя. Сбегал, показал нам целую упаковку и даже постеснялся потребовать у нас плату за проезд.  

Кстати, забитые под завязку в часы пик автобусы – тоже следствие отсутствия билетов. Ведь автобус по нормативам должен перевозить лишь определенное число пассажиров. Если количество людей в транспортном средстве превышает установленные показатели, перевозчик обязан выводить новые автобусы на маршрут.  

– Согласно Гражданскому кодексу гражданину в обмен на деньги, выданные за покупку товара или услуги, обязаны выдать документ, удостоверяющий факт покупки, – комментирует эту ситуацию юрист Аркадий Рубцов. – Значит, в том случае, если кондуктор автобуса не выдает вам билет, вы имеете право… не платить за проезд.  

Понятно, спорить с кондуктором решается редко кто из горожан. Большинство из нас и не требуют никаких билетов. Но кого тогда винить в том, что в результате мы ездим в забитых под завязку автобусах да еще и переплачиваем по самовольно завышенным тарифам?  

Электронный кондуктор  

С нового года безбилетные кондукторы в южной столице остались только в автобусах. В электрический транспорт пришла цивилизация – система электронной оплаты проезда, так называемые валидаторы.  

“Электронные кондукторы” обошлись предприятию в пятьдесят миллионов долларов. Средства на аппаратуру окупятся, по предварительным прогнозам, лет через восемь. Зато, по словам представителей “Алматыэлектротранса”, новая система, во-первых, позволит точно учитывать, сколько денег граждане тратят на проезд – раньше их мог прикарманивать экипаж трамвая или троллейбуса. Во-вторых, “компьютерная система через спутник будет фиксировать график движения транспортных средств, интервал движения машин разных маршрутов” – процитировало одно издание менеджера компании, установившей электронную систему.  

Не знаем, как насчет спутниковой навигации – раньше с определением “интервала движения машин” вполне справлялась гражданка с блокнотом и ручкой в руках, отмечавшая время прибытия и убытия на остановке. Зато ездить в трамваях-троллейбусах стало если уж не лучше, то как минимум веселее.  

В последнюю мою поездку на троллейбусе пассажиры с неподдельным интересом наблюдали за борьбой человека и бездушной техники: кондуктор (теперь именуемый техником при валидаторе) пытался “скормить” чудо-машине купюру в 200 тенге. Чудо-машина купюру лениво выплюнула. После пятой попытки кондуктор воззвал к народу: “Разменяйте кто-нибудь!”. Граждане вокруг и без того активно, как на бирже, меняли деньги. На стекле висело извещение о том, что с 1 февраля машина любые монеты, кроме 20 тенге, принимать не будет.  

Мои 40 тенге кондуктор-техник натренированным движением мгновенно метнул в отверстие автомата с надписью “Принятие монет”. Чуть позже я понял смысл поступка: кидать монеты надо очень быстро, иначе сообразительный аппарат выдает два льготных билета по 20 тенге вместо одного. Да, техника к нему приставили не зря…  

На самом деле эксперимент с валидаторами весьма любопытен. Пассажиры делают ставки, как быстро сломаются валидаторы и кто это сделает – не приученные к подобным проискам цивилизации граждане или сами кондукторы, уставшие воевать с привередливой техникой?  

Опять же интересно будет узнать, что покажет спутниковая система навигации трамваев?  

Взимание платы за проезд в городском общественном транспорте является нарушением действующего законодательства. Именно так! Правда, при одном весьма существенном уточнении: если в обмен на деньги кондуктор автобуса отказывается выдавать билет.

 



 


 

Авторы Максим Гольбрайхт, Константин Гладышев, Амир Нургалиев, Ааре Оландер. Использование материалов сайта без письменного разрешения запрещено!

Используются технологии uCoz