Главная Маршруты Техника Фотографии Статьи Сведения Будущее Общение Контакт Ссылки

 

Алматинский Троллейбус. Статьи


 

Последний троллейбус

В это не хочется верить, и остается успокаивать себя лишь одним аргументом: смирились же когда-то наши прабабушки и прадедушки с исчезновением извозчика и конки. Похоже, трамвай и троллейбус тоже доживают последние годы. Трамвайное кольцо замкнется, не продолжаясь, если только не найдется какого-то суперсовременного инвестиционного проекта, который возродит трамвай и его электрического брата — троллейбус — в новом виде. Сведя их в одну транспортную цепочку с метро или скоростными автобусами.

Это не тоска по размеренной спокойной жизни, где место таким средствам передвижения. Речь о том, что в задыхающемся от выхлопов почти полуторамиллионном городе экологически чистый транспорт на грани банкротства. В Алматы осталось лишь два трамвайных маршрута и одиннадцать троллейбусных. На предприятиях электротранспорта, сохранивших всю государственную структуру и управление, не хватает ста пятидесяти водителей, а те, кто есть, продолжают уходить на стройки и в частный извоз. Еще в девяностые годы в городе бегало 180 трамваев, теперь — лишь шестьдесят. И бок о бок с редким уютным трамвайчиком чадят, коптят, нарушая все возможные правила движения, сотни грязных опасных маршруток.

Рейды сотрудников дорожной полиции и общественности выявляют поразительные факты: за рулем пассажирских маршруток бывали водители в состоянии алкогольного и наркотического опьянения, а двое из этих, иначе и не скажешь, преступников везли маленьких детей! Всего за полгода на пассажирском транспорте Алматы совершено девять с половиной тысяч нарушений! И даже установка почти ста видеокамер на дорогах эту статистику пока не меняет.

Правда, к концу нынешнего лета власти намерены окончательно избавить горожан от «газелей» и других малогабаритных машин. Их сменят большие комфортабельные автобусы с профессиональными водителями за рулем. Недавно приобретено еще 260 машин, а всего на городские маршруты могут выйти шестьсот больших автобусов. Но какими бы новыми и экономичными они ни были, электротранспорт все же куда предпочтительнее для Алматы, загазованного сверх всяких норм от переизбытка авто.

На днях на очередном заседании комиссии по безопасности движения городского акимата говорили о том, как спасти погибающий электротранспорт. Директор КТП «Алматыэлектротранс» Талгат Абдрахманов признал, что трамвайное полотно и все воздушные контактные сети износились на сто процентов и требуют полной замены. Доходы от перевозок снизились на треть, и в прошлом году предприятия смогли заменить лишь одиннадцать километров контактных сетей из более чем пятисот километров. Программой развития города на нынешний год планировалось направить на эти цели двести миллионов тенге из городского бюджета, но средства не выделили.

Жестко формулирует положение на предприятиях электротранспорта заместитель акима Маулен Мукашев: «Экономисты давно бы вынесли единственно возможный в такой ситуации вердикт — банкротство». И если в ближайшие два-три года не будет принято решение о реанимации или реструктуризации этой отрасли, если не найдут солидного инвестора с интересным проектом, способным вернуть с прибылью все вложения, будущего у электрического транспорта не просматривается.

Впрочем, это как раз забота городских властей, ведь муниципальный транспорт, которого у нас практически не осталось, — лицо города. Он должен отличаться от частного хорошей материальной базой, высоким качеством обслуживания, многолетними традициями. Вспомним славящийся трамваями Сан-Франциско, там и по сей день сохранен и действует (!) столетний кабельный трамвай, поднимающийся на городские холмы. Видела недавно в Будапеште, как весь город прошит трамвайными артериями, как вагончики подходят один за другим, не мучая горожан долгим ожиданием.

Трамваи не дымят, не шумят, они располагают к культуре общения, вырабатывая какую-то самодисциплину. Есть в этих городских аборигенах и нечто стабильное, располагающее к себе, говорящее о бережном отношении к окружающей среде. Есть и какая-то романтичность, оттого столько песен написано о них (об автобусах что-то не припомню). Троллейбус спасал лирического героя Булата Окуджавы в одной из первых песен, сделавших его известным:

Последний троллейбус, по улицам мчи,

Верши по бульварам круженье,

Чтоб всех подобрать, потерпевших в ночи

Крушенье, крушенье...


Он спасал нас, а теперь пришла пора спасать его. И если мы это сделаем, будет как в еще одной песне о трамвае:

И вроде бы немного до конечной,

Но снова начинается кольцо.


 

Ольга МАЛАХОВА

 

3 , 2006

 


 

Авторы Максим Гольбрайхт, Константин Гладышев, Амир Нургалиев, Ааре Оландер. Использование материалов сайта без письменного разрешения запрещено!

Используются технологии uCoz