Главная Маршруты Техника Фотографии Статьи Сведения Будущее Общение Контакт Ссылки

 

Алматинский Троллейбус. Статьи


 

Настоящая ода троллейбусу

 

Удивительная история произошла недавно в Алма-Ате. По ее улицам ездил необычный троллейбус. На первый взгляд — эка невидаль, сколько их курсирует по городским маршрутам! Но этот шел по-особому — в прошлое, в историю. На его электронном информационном табло вместо указания маршрута горела надпись «Мой любимый троллейбус».
Именно так называется новый документальный фильм, снятый студией «ИКС-Б». Он посвящен 60-летию пуска первого троллейбуса в Алма-Ате. Создатель фильма — режиссер, заслуженный деятель искусств Республики Казахстан Александр Головинский — объясняет, что, как водится, идея возникла спонтанно. Но тут же нашла одобрение у руководства предприятия «Алматыэлектронас». Известный режиссер еще раз доказал, что настоящему творчеству под силу самые сложные задачи. Фильм не превратился в казенную заказуху, а стал действительно захватывающим зрелищем. Его премьера открыла торжества в Алма-Атинском акимате в честь 60-летия пуска первого троллейбуса.
Изюминкой картины (которая длится всего полчаса) стало участие в ней народного артиста Республики Казахстан профессора Булата Аюханова. Он стал гидом, который помог оживить события, ставшие теперь уже столь далекими. Особая манера, искренность и творческая индивидуальность Булата Газизовича превратили рядовую, по сути, веху в действительно эпохальное событие. Ведущий фильма говорит о троллейбусе как о своем давнем друге, к которому он пришел на день рождения. А впрочем, так оно и есть. По воспоминаниям водителей и кондукторов, многие наши известные артисты долгие годы пользовались услугами этого вида транспорта (машины тогда были величайшей редкостью), за что в благодарность снабжали сотрудников контрамарками на свои выступления.
Автор сценария Евгения Головинская рассказывает, что поначалу у творческой группы ничего не было, кроме скупых архивных сведений. Потом нашлась хроника 40-х, 50-х, 60-х. Да и, слава богу, еще живы свидетели той эпохи, передовики и скромные труженики тех времен, которые помогли воссоздать историю алма-атинского троллейбуса.
Пробный пуск его состоялся 19 марта 1944 года, а регулярное движение началось с 1 мая. Это стало для города огромнейшим событием. Постепенно к первоначально воспринимавшемуся чудом на колесах и с «рогами» троллейбусу стали привыкать. Правда, авторам фильма так и не удалось установить, каким образом в Алма-Ату попали первые троллейбусы. По одной из версий, их привезли в эвакуацию с имуществом московских киностудий. И эти первые машины обеспечивали перевозку горожан.
Обиднее всего, что второе белое пятно, которое не удалось ликвидировать создателям «Моего любимого троллейбуса», эпоха конца 80-х — начала 90-х. Ни одной документальной видеозаписи о работе городского транспорта не сохранилось. Увы, для потомков этот период навсегда останется загадкой. Это мы еще помним, какой период безвременья царил тогда — не до хроник было.
Зато благодаря новому документальному фильму, который фактически стал настоящей одой троллейбусу, теперь для будущих поколений воссоздана живая история алма-атинского электротранспорта. Канва фильма очень проста: едет по городу новенький синий троллейбус, в который периодически садятся те, кто имел самое непосредственное отношение к созданию и эксплуатации троллейбусов. Многие из ветеранов проработали на них всю жизнь, потому им было что рассказать. Например, долгое время по городу ездили всего 6 машин типа «ЯТБ», а протяженность пути составляла лишь 7 км: по улице Гоголя от улицы Тарачинская до улицы Масанчи. Потом, в духе советской индустриализации, темпы развития этого экологически чистого вида транспорта удваивались, утраивались. Интересный факт: только в двух городах СССР стоимость проезда составляла три копейки, в том числе в Алма-Ате. Многие герои фильма с ностальгией вспоминали те времена. В частности, первая казашка — водитель троллейбуса Тлеужамал Маспаева.
На импровизированных остановках садились в гостеприимный троллейбус и неожиданные гости. Например, искусствовед Баян Барманкулова. Она поведала о своей детской мечте работать кондуктором. Рассказала об одном из направлений творчества отечественных художников, которые запечатлели на своих картинах алма-атинский троллейбус. Эколог Аман Айнакулов убедил всех в преимуществах этого экологически чистого вида транспорта. Не обошлось и без нынешнего руководителя предприятия Маулена Мукашева, который не без гордости рассказал, что в настоящее время протяженность линий составляет 223 км, по которым ходит 220 троллейбусов; что у нас появился собственный завод, который уже выпустил 70 машин. В ближайшее время появится троллейбус новой модификации алма-атинского производства. Планируется расширение маршрутов.
В финале в салон забегают приверженцы авторской песни, которые поют «Синий троллейбус» Окуджавы. Съемки прошли в рекордно короткие сроки — за три дня. Фильм быстро смонтировали. Увы, но хронометраж не позволил включить в него многое, поэтому он состоит буквально из самых ярких моментов и перипетий. На премьере создателей фильма приветствовали шквалом аплодисментов те, о ком этот фильм. Кое-кто даже расчувствовался — ведь перед глазами промелькнула целая эпоха, героем которой стал простой трудяга троллейбус. А в планах студии «ИКС-Б» — создание целого сериала «Прогулки по Алма-Ате». Такой подарок они хотели бы сделать к 150-летию города.
Александр РОЖКОВ
Фото Игоря ЛОГВИНА


 

Авторы Максим Гольбрайхт, Константин Гладышев, Амир Нургалиев, Ааре Оландер. Использование материалов сайта без письменного разрешения запрещено!

Используются технологии uCoz