Главная Маршруты Техника Фотографии Статьи Сведения Будущее Общение Контакт Ссылки

 

Алматинский Троллейбус. Статьи


 

Лебединая песня про зайцев

Сайт газеты «Известия-Казахстан» (http://www.izvestia.kz)


[11.01.2008]
Лебединая песня про зайцев
 
«Новогодний подарок» преподнесли перевозчики пассажирам алматинских троллейбусов и трамваев. Уже вторую неделю жители южной столицы учатся цивилизованно платить за проезд посредством электронных кондукторов. Однако пока нововведение не радует ни водителей, ни пассажиров. Более того, предприимчивые граждане уже научились обманывать устройство, призванное обеспечивать сто­процентную полноту сборов...
 С начала этого года электротранспорт Алматы был оборудован валидаторами. Казалось бы, система простая: сунул денежку, получил сдачу и билет. Тем не менее пассажиры о данной системе отзываются вовсе не лестно.
– В час пик в транспорте и так не протолкнуться, а теперь надо еще умудриться протиснуться к этому автомату, – говорит алматинец Диас Сапарбаев. – И возле этого электронного кондуктора толкотня, потому что вся операция оплаты за проезд занимает у каждого как минимум по полминуты.
В первые рабочие дни некоторые пассажиры, привыкшие платить за проезд не сходя с места (а еще лучше не вставая с кресла), не желали даже подходить к валидаторам. Поэтому пока еще работающие на линии кондукторы нередко сами оплачивают проезд с помощью своих электронных коллег, а затем раздают билеты.
 
И, похоже, что некоторые кондукторы помогают пассажирам далеко не из добрых побуждений. Так, очевидцы рассказывают, что, собрав полную сумму оплаты за проезд, некоторые кондукторы затем раздают льготные билеты (студенческие, школьные). Впрочем, и некоторые предприимчивые пассажиры уже смекнули, что электронный кондуктор не требует документы, подтверждающие право на льготный проезд.
Однако, как заверили в госпредприятии «Алматыэлектротранс», вся нынешняя неразбериха – явление временное. Так, с «зайцами» и мнимыми льготниками уже начали активно бороться.
 – Мы усилили контрольно-ревизорскую службу, в штате которой сейчас тридцать человек, – рассказывает директор «Алматыэлектротранс» Талгат Абдрахманов. – Первую неделю мы людей не штрафовали, объясняя, как пользоваться валидаторами. Но теперь мы будем безжалостно штрафовать безбилетников.
К слову, в первый же рейд было оштрафовано восемьдесят(!) человек. Причем пассажиры, предъявившие льготный билет и не имеющие при себе подтверждающих документов, наказываются рублем наравне с «зайцами». Что же касается чрезмерной загруженности троллейбусов и трамваев в часы пик, то, как считает Талгат Абдрахманов, и эта проблема вскоре разрешится.
– Часть водителей сейчас сознательно не выходят на работу, пытаясь вынудить нас вернуться к старой системе, – утверждает он. – Но сколько человек может просидеть дома без работы? Две недели, месяц…
По словам директора «Алматыэлектротранса» на некоторых маршрутах число транспорта сейчас вдвое меньше положенного. А буквально на днях водители объявляли забастовку. Их недовольство объясняется просто: если раньше они ежедневно зарабатывали «живые» деньги, то теперь им придется, как говорил герой Папанова, «жить на одну зарплату». Кроме того, валидаторы вынудят водителей соблюдать график. Так, работая за наличные, шоферы часто пренебрегают работой в часы низкого пассажиропотока или, наоборот, подолгу стоят на остановках, набивая салон под завязку.
– Теперь, чтобы получить оплату, надо в течение месяца отработать положенные часы, – говорит Талгат Абдрахманов. – Водителя должны занимать только безопасность движения, культура обслуживания и соблюдение графика движения. Тем более что зарплату водители будут получать достойную – от 80 до 120 тысяч тенге в месяц.
Согласно ожиданиям руководства электротранспортной сети города, пассажиры только выиграют от введения системы электронных кондукторов, которые уже давно апробированы во всех цивилизованных странах мира. Кроме того, валидаторы обеспечат надлежащие налоговые поступления в бюджет. Предполагается, что со временем электронные кондукторы будут установлены и в автобусах. Однако было бы неплохо, если бы до этого знаменательного события численность общественного транспорта увеличилась. Ведь в час пик у нас не то что цивилизованно оплатить проезд трудно, плюнуть некуда…
Плата за проезд в электротранспорте производится наличными и с помощью карточек. Стоимость одной карточки составляет 200 тенге, а ее счет можно пополнить в любом супермаркете города, в салонах связи «Евросеть», а также на некоторых остановочных пунктах. Также пока действуют проездные билеты, срок продажи которых продлен до 15 января.
 
11 янв 2008
Юлия Мамырбаева


 

Авторы Максим Гольбрайхт, Константин Гладышев, Амир Нургалиев, Ааре Оландер. Использование материалов сайта без письменного разрешения запрещено!

 
Используются технологии uCoz